#254
Эта выставка проходила несколько лет назад в галерее In artibus на Пречистенке.
#наша культурная программа
Основная часть экспозиции — работы, принадлежащие музею В.А. Тропинина и московских художников его времени, собрание которого интересно тем, что до сих пор представляет собой практически не тронутую вмешательством извне коллекцию легендарного Феликса Вишневского. В пространстве In artibus музей демонстрирует едва ли не треть своего собрания живописи.
Портреты - это судьбы людей, интересно их рассматривать и читать информацию об этих людях.
***Н.х. - неизвестный художник.
Портрет Екатерины Васильевны Новосильцевой, урождённой графини Орловой (1770-1849) — старшая дочь графа Владимира Григорьевича Орлова (младшего из пяти знаменитых братьев) и его жены Елизаветы Петровны Штакельберг. Наследница орловского состояния.
В 1799 году графиня Орлова вышла замуж за бригадира Дмитрия Александровича Новосильцева (1758-1835), но семейная жизнь её не была счастливой. Прожив всего год с мужем, имевшим постороннюю привязанность, Екатерина Владимировна разъехалась с ним, всецело отдалась воспитанию единственного сына Владимира.
В 1825 году Владимир Новосильцев скончался после дуэли. Похоронив сына в Новоспасском монастыре, и построив церковь на месте ранения сына, мать предавалась молитвам и благотворительности, не снимая более никогда траура.
***Тропинин Василий Андреевич (1780 – 1857). Мальчик с книгой. 1801
Бумага, карандаш графитный, карандаш итальянский.
Значимую часть творческого наследия Василия Тропинина составляют графические работы. Художник рисовал с первых лет обучения в Академии, но рисунок оставался для него вспомогательным материалом, важной составляющей художественного метода.
***Василий Тропинин.
Портрет графа Ираклия Ивановича Моркова.
Биография Ираклия Ивановича Моркова (1753–1828) – это путь истинного патриота и достойнейшего сына отечества. Он был участником многих войн, где проявил себя человеком бесстрашным. За штурм Очакова в 1787 году Морков был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и золотой шпагой «за храбрость». Отличился Ираклий Морков и во время штурма Измаила в 1790, награжден Георгием 3-й степени, а во время Польской кампании возглавлял летучий отряд при А.В. Суворове, за что вновь был награжден Георгием уже 2-й степени, шпагой с бриллиантами.
Среди крепостных графа числился Василий Тропинин.
*** Василий Тропинин.
Головка девушки украинки. 1810-1820-е гг.
Первые украинские работы Тропинина - это портреты поселян и поселянок, сцены из народной жизни. Картина "Голова девушки украинки" является фрагментом утраченной композиции "Пряха".
Работы украинского периода творчества Тропинина очень ценны тем, что до нас дошла незначительная часть его ранних произведений, погибших во время пожара Москвы 1812 года в доме графа Моркова.
Фрагмент головки украинки, варварски вырезанный из известной тропининской композиции "Пряха", куплен Ф.Вишневским на Арбате в 1966 г. Повторение композиции "Девушка с Подола", 1800-е - собрание Государственного музея украинского изобразительного искусства и 1820-е - Курской областной картиннной галереи им. А.А. Дейнеки.
***Тропинин Василий.
Портрет Владимира Артемьевича Раевского. 1846.
***Тропинин Василий.
Портрет неизвестного в клетчатом жилете. 1847.
***Орлов Пимен Никитич.
Портрет неизвестной в кружевной косынке и жемчужном ожерелье. 1861.
(1812, Воронежская губерния — 1865, Рим, Папская область) — русский художник. Ученик К.П. Брюлова в Академии художеств (1834—1837).
Картины Орлова, вызывавшие похвалы современников, отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи.
***Корицкий Александр Осипович.
Копия с автопортрета К. Брюллова. 1850.
Корицкий А.О. (1818—1866) — русский художник-живописец, копиист, ученик К. Брюллова.
***Щукин Степан Семёнович.
Портрет Императора Александра I, 1804.
Щукин С С. (1754 или 1758, Санкт-Петербург или Москва - 1828, Санкт-Петербург) - русский живописец, мастер портрета, академик и профессор Императорской Академии Художеств.
Был принят в Академию художеств из воспитательного дома (1776). Обучался искусству рисования у Дмитрия Левицкого в Императорской академии художеств.
Василий Тропинин был учеником Щукина С.С.
***Дамон Ортолани Джованни Батиста (1750 -1812).
Портрет Юрия Владимировича Долгорукова.
Долгоруков Юрий Владимирович, 1740-1830, князь. Генерал от инфантерии, участник многих войн Во время правления Павла I назначен московским военным генерал-губернатором (1796—1797) и шефом Астраханского гренадёрского полка. Выйдя в отставку (1799), князь Юрий Владимирович жил на широкую ногу в своём великолепном доме на Большой Никитской, а летом — в подмосковной усадьбе Петровское-Разумовское. Был женат на Е.А.Бутурлиной. Его называли одним из самых популярных московских старожилов. Едва отметив своё 90-летие, князь Долгоруков скончался 8(20) ноября 1830 года, в разгар эпидемии холеры, пережив всех родных (даже единственную внучку графиню Лидию Алексеевну Бобринскую).
Джованни Баттиста Дамон-Ортолани - итальянский портретист и исторический живописец. Учился в Римской и Флорентийской Академии художеств. С 1800-х гг. работает в России. Писал только представителей высшей аристократии.
***Н.х.
Портрет Петра Семёновича Сапожникова.
Пётр Семёнович Сапожников (1762 - 1828) – вольский купец второй гильдии. Происходил из вольских крестьян-сиарообрядцев.
Сын казненного сподвижника Е. Пугачева. Екатерина II позволила сыну не отвечать за проступки родителей. Выучившись грамоте отправился в Астрахань. Стал преуспевающим рыботорговцем и стал собирать картины. За заслуги перед городом его портрет, изначально помещен в ризнице Успенского кафедрального собора Астрахани.
***
Обрамлением и дополнением музейного собрания служат работы из частных коллекций.
***Чернышов Алексей Филиппович.
Великокняжеские игры. 1846.
Слева – направо изображены великий князь Николай Николаевич (старший) (1831-1891), великий князь Михаил Николаевич (1832-1909), неизвестный, обер-гофмейстер Василий Дмитриевич Олсуфьев (1796 - 1858) (в корыте) и флигель-адъютант граф Карл Карлович де Ламберт (1815-1865).
- Великий князь Николай Николаевич (Старший) (1831-1891) - сын императора Николая I. Участник Крымской войны 1853-1855. Главнокомандующий действующей армии в годы русско-турецкой войны 1877-1878, за сражение при Плевне награжден орденом св. Георгия 1-й ст.. С 1878 - генерал-фельдмаршал. Покровитель Российского общества покровительства животным (с 1865), Донского общества конезаводства (с 1870), Московского филармонического общества (с 1883) и др..
- Великий князь Михаил Николаевич (1832-1909) - сын императора Николая I. Участник Крымской войны 1853-1855. С 1856 - генерал-фельдцейхмейстер. С 1862 - наместник на Кавказе и командующий Кавказской армией. В 1864 участвовал в походе против горцев. Во время русско-турецкой войны командовал войсками на Кавказском театре военных действий, награжден орденом св. Георгия 1-й ст. (1877). С 1878 - генерал-фельдмаршал. Покровитель Общества востоковедения, Общества поощрения женского труда. Почетный член Петербургского и Московского университетов.
- Граф (с 1856) Василий Дмитриевич Олсуфьев (1796-1858). В составе Ахтырского гусарского полка принимал участие в походе во Францию (1814). В 1838-1840 - московский гражданский губернатор, затем - гофмаршал Двора наследника престола великого князя Александра Николаевича.
- Граф Карл Карлович де Ламберт (1815-1865) - выпускник Пажеского корпуса, с 1837 офицер Кавалергардского полка. В 1840 и 1844 принимал участие в военных действиях против горцев. С 1843 - флигель-адъютант. Участвовал в Венгерской кампании 1849. В 1853-1855 командовал лейб-гвардии Конным полком. С 1855 - генерал-адъютант. С 1861 - генерал от кавалерии.
***
***Кипренский Орест Адамович.
Портрет Ахвердовой Екатерины Борисовны (1772 -1852), жены генерал-лейтенанта Николая Исаевича Ахвердова (1754 - 1817), одного из воспитателей великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, их преподавателя (с 1802).
Родилась она в семье Бориса Ивановича Меллера (1729- 1811) - генерал-майора артиллерии, начальника Колывано-Воскресенских заводов (1779-85) и правителя Колыванской губернии.
(Колывань когда-то была губернией?!!! А сейчас это богом забытый уголок, посещенный нами в рамках нашего алтайско-байкальского вояжа в 2016 году. В ту поездку было несколько точек для нашего обязательного посещения, одна из них Колывань, потому как моя мама в свое время получила туда распределение по окончании государственного университета 🤗).
***Брюллов Карл Павлович (1799 – 1852).
Портрет графини С.Д. Витгенштейн, урожденной Радзивилл (1809-1832).
Княжна Каролина Эмилия Луиза Валерия Стефания Радзивилл, в замужестве графиня Витгенштейн фрейлина, единственная дочь князя Доминика Иеронима Радзивилла, последнего из несвижских Радзивиллов, от второго брака с Теофилой Моравской. Наследница огромных владений на территории современных Литвы и Белоруссии, включавших, среди прочего, Мирский замок.
Отец Стефании погиб в бою, когда ей было три года. Мать её имела скандальную известность в свете и не занималась дочерью.
Юную Стефанию взяла на воспитание троюродная сестра её бабушки — вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. С пятилетнего возраста она воспитывалась в Екатерининском институте в Петербурге, где провела двенадцать лет.
***Рокотов Федор Степанович. (1735-1808).
Портрет дамы. 1780-ые годы.
Сын крепостного, Федор Рокотов учился в петербургской Академии художеств (с 1760).
Фёдор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов XVIII столетия.
***Рокотов Ф.С.
Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е.И. Козицкой?). Конец 1770-начало 1780.
Редкий дар художника передавать "души изменчивой приметы", его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.
***Лампи Иоганн Баптист (1751−1830).
Портрет графа Ивана Александровича Апраксина в форме пехотного бригадира Русской императорской армии.
Австрийский живописец. Учился в Зальцбурге, работал в Петербурге (1792—1797). Известен как автор парадных портретов, преимущественно в духе классицизма, виртуозно исполненных, но поверхностных.
***Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822).
Портрет великой княгини Марии Федоровны.
Великая княгиня изображена с орденом св. Екатерины.
Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы.
***Васильев Алексей Александрович (1811-1879).
Портрет старика. Этюд. 1839.
Васильев окончил Императорскую академию художеств. В 1833 году получил звание свободного (неклассного) художника, в 1839 году был утверждён «назначенным» в академики, а в 1845 году, за «портрет профессора ИАХ А. Е. Егорова», был избран в академики.
Писал портреты, напоминающие по стилистике работы Кипренского, которые отличались психологизмом и изяществом исполнения.
***Н.х. круга Венецианова.
Девушка с пасхальным яйцом. 1838.
***н.х. круга Боровиковского.
Парные портреты мальчиков в красном жилете. Конец XVIII-начало XIX вв.
***Венецианов Алексей Гаврилович.
Портрет неизвестной с книгой. Конец 1810.
***Н.х. из круга Боровиковского.
Портрет (Бутурлиной?)
*****
После просмотра этой выставки захотелось посетить сам музей Тропинина и московских художников его времени.
И совсем кратенько о Феликсе Евгеньевиче Вишневском (1903-1978).
Советский музейный деятель, собиратель.
Родился в богатой московской семье потомственного купца и коллекционера. Сам стал коллекционером, отлично владел техникой реставрации мебели и предметов из дерева, часто реставрировал свои находки и приобретения.
Дважды был репрессирован с конфискацией части коллекций. После реабилитации ему вернули почти всю его коллекцию.
Вишневский — первый частный коллекционер в СССР, который в 1964 году добился постановки наиболее ценной части своей коллекции (132 произведения) на государственный учёт.
Безвозмездно делал дары в музеи и галереи страны.
В 1965 году Вишневский получил в качестве наследства (да, и так бывало в Советском Союзе) от известного этнографа и экономиста профессора Николая Григорьевича Петухова (1879—1965), происходившего из купеческой семьи, особняк, расположенный по адресу Щетининский переулок, 10, состоящий из дома и дворового флигеля общей площадью 365 кв.м. с большим садом. В дальнейшем в этом особняке на основе своей коллекции он открыл Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Сам жил в мезонине дома.
В последствие передал музей Москве, а сам работал там главным хранителем музея.
Кстати, потомки Вишневского до сих пор живут во флигеле усадьбы.
#портреты и судьбы
#путешествия по искусству