Найти тему
Natali_Sim

ОТЕЦ И ДОЧЬ ЧУКОВСКИЕ

Корней Иванович Чуковский (1882-1969) и Лидия Корнеевна Чуковская ((1907-1996)

//Отец построил игрушечный рай для голоса с детьми. Дочь растопила дыханием корку лжи на окошке в ад (СЛ)//

//Звери с перепуга скушали друг друга (КЧ)//

Эссеистики в последнее время становится всё больше. И писатели, и читатели, - все пишут эссе, т.е. делятся своими впечатлениями о книгах, авторах, о важных событиях в общественной и личной жизни. И это не критические статьи или рецензии. Это именно впечатления, идущие от сердца. Я люблю эссе. И, конечно, у меня есть предпочтения в этом жанре. Сарказм и нетерпимость Татьяны Толстой, ироничность и терпимость Александра Гениса – читаю их и перечитываю. «Лучшие книги - это те, которые можно перечитывать с любого места», - говорил Генис. Его книги именно такие.

А сейчас хочу сказать о Самуиле Лурье, этом исключительно петербургском человеке. Собиралась о Чуковских, но Лурье вдруг позволил себе раскрыться и начал овладевать мною. Его книга эссе «Железный бульвар» существует (лежит) у меня уже давно, я на неё только посматриваю, читаю из неё иногда то да это, не углубляюсь, отдаю должное героям-персонажам, но уже понимаю, что сам СЛ скоро захватит меня полностью. Да, он мягко настойчив и знает, что устоять перед ним всё равно невозможно.

А теперь - к героям его эссе, отцу и дочери Чуковским. Тема тяжелейшая – это ещё одна причина, что я всё время её откладываю. Отец – автор «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи», «Крокодила», «Бибигона», многих самых известных стихов, литературоведческих работ, мемуаров, - Классик с большой буквы, одним словом. В этих стихах, как сказал СЛ, «содержится редчайший элемент – вдохновение невинного веселья. Несколько минут на целый век, - но этой неразменной дозой облучен в раннем детстве практически каждый из так называемых советских людей; надо думать, это как-то сказалось на образе жизни»

Дочь – автор повести «Софья Петровна». «Повесть об этом самом образе жизни: о том, как технология скотобойни втесняется в мораль мыслящего сырья» (СЛ). Повесть написана в 1939, и Лидия Корнеевна дожила до её триумфа (1988). Какой-то парадокс судьбы – не иначе.

Эти два талантливых человека, получившие свой дар в генах, т.е. свыше, должны были научиться как-то жить с ним. Как? Скрывать? Отцу отказаться от волшебных, задорных сказок? Дочери закрыть глаза и не видеть то, что явно?

А как же быть с этим? «Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей! Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всём скаку Голову срубает!»А с этим? «Нам акула Каракула Нипочём, нипочём, Мы акулу Каракулу Кирпичом, кирпичом»

И СЛ приводит некую дневниковую запись КЧ, что к нему явился искуситель, уговаривающий его публично покаяться и отказаться от прежних ошибок (стихов и сказок) и писать только правоверные сочинения о «Веселой Колхозии». Его убеждали, что его сказки никому не нужны. И тут его постигло возмездие: заболела и умерла его дочка Мурочка. В печати никакого отречения не было. Кошмар это был или что? В общем, человека довели.

А что же дочь? Она спешила, она очень спешила успеть написать и сообщить людям правду. В спешке были написаны «Записки об Анне Ахматовой» и ещё два произведения «Прочерк» и «Спуск под воду».

Вот как заканчивает своё эссе Самуил Лурье:

«В новом собрании сочинений Корнея Чуковского – 15 томов. Лидия Чуковская вряд ли написала намного меньше. Не знаю, сколько на двоих досталось им счастья. Но виденья, непостижимые уму, были у обоих»