Найти тему
Краски и пиксели

Портретист гор Николай Рерих

Философ, утверждавший, что миром "движет" культура, художник, создававший картины прошлого и удивительные горные пейзажи, исследователь, организовавший азиатские научные экспедиции и мечтавший найти Шамбалу. Всё это об одном человеке - Николае Рерихе.

Рассказать о богатом на таланты и интересы Николае Рерихе в одной статье практически невозможно - получится целая книга, да и то не одна. Поэтому пока остановлюсь на некоторых фактах из его жизни и творческой биографии.

Святослав Рерих. Портрет Николая Рериха. 1928
Святослав Рерих. Портрет Николая Рериха. 1928
  • Рерих учился одновременно в Высшем художественном училище при Академии художеств и на юридическом факультете в Петербургском университете. "Профессия должна быть серьезной!" - об этом своим детям ещё не так давно говорили многие уважающие себя родители. И отец будущего художника нотариус Константин Рерих не стал исключением - он видел сына только юристом. Сын горячо отстаивал свое право на счастье и пошёл на компромисс. В итоге успевал даже посещать лекции по любимой истории.
  • За свою жизнь деятельный Николай Рерих написал (по разным оценкам) от 5 до 7 тысяч картин. Но он не был только художником. Помимо живописи Рерих занимался археологией, возглавлял Рисовальную школу Императорского Общества Поощрения художеств, публиковал статьи и очерки в газетах и журналах, писал книги (при жизни было издано 10 томов очерков, статей и выступлений), работал над театральными декорациями и, конечно, много путешествовал. Супруги Рерихи известны также как основатели религиозно-филосовского учения Агни-йога (Живая этика).
Заморские гости. 1901. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Заморские гости. 1901. Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • В 1903–1904 годах Николай с женой Еленой отправились в "поездку по старине" (как писал сам Рерих) - путешествие по 40 городам страны. Рерих изучал древние памятники русской культуры, старинную архитектуру, народное искусство. Из культурного "паломничества" он привёз фотографии монастырей и около 90 этюдов. Тогда он обратил внимание на состояние памятников, разрушающихся из-за небрежности или некачественной реставрации. "Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует", - горько восклицал в письмах художник.
Углич. Воскресенский монастырь. 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Углич. Воскресенский монастырь. 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Как историк и археолог Рерих выступал за охрану культурных памятников, особенно во время военных действий. Он - автор и инициатор первого в истории международного договора о защите культурного наследия, получившего название Пакт Рериха. Документ был подписан в 1935 году странами Северной и Южной Америки. За общественную деятельность Рериха дважды выдвигали на Нобелевскую премию мира.
Гималаи. Закатные краски. 1943. Международный Центр-музей имени Н.К. Рериха, Москва
Гималаи. Закатные краски. 1943. Международный Центр-музей имени Н.К. Рериха, Москва
  • Рерих организовал крупные научно-исследовательские экспедиции. Впервые Рерихи посещают Азию в 1923–1928 годах (Центрально-Азиатская экспедиция). Вместе с семьей художник побывал в Индии, Индонезии, Шри-Ланке, Китае, Монголии, Гималях, Тибете. Николай Рерих собирал фольклор, изучал религии, местные традиции и обычаи, искал следы великого переселения народов. Конечно, художник не забывал о творчестве. Он написал около 500 картин с видами Азии.
Тибет. Гималаи. 1933. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Тибет. Гималаи. 1933. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
  • Вторая экспедиция (Маньчжурская) состоялась в 1934 году и продлилась год. Рерих путешествует по Внутренней Монголии и северу-востоку Китая. Он проводит археологические исследования, ищет семена засухоустойчивых растений. Но была и ещё одна цель. Восток притягивал Рериха своей философией и преданиями. Художник слышал много легенд о загадочной Шамбале и мечтал найти дорогу к ней. По преданиям восточных народов, это страна бессмертных, Учителей человечества, в Тибете, где правят мудрость и справедливость.
Оттуда. 1936. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Оттуда. 1936. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
  • Рерих обожал музыку (композиторов Римского-Корсакова, Вагнера, Прокофьева). Собираясь в научную экспедицию, он жертвовал некоторыми вещами в пользу патефона с пластинками. Интересно, что свои серии картин художник называл сюитами.
Небесный бой. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Небесный бой. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Николай Рерих предпочитал не масляные, а темперные краски (лишь ранние работы написаны маслом). Темпера даёт бархатистую поверхность, позволяет добиться глубоких тонов и эффекта внутреннего свечения. И ещё одно важное преимущество - темперные краски более устойчивы к воздействиям света и влаги, а значит, отличаются долговечностью. Если картина этого лишена, тогда пропадает смысл её создавать, считал Николай Рерих.
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Цвет у Рериха выходит за рамки привычных представлений и становится неким символом. Художник писал: "Через цвет звучит приказ будущего. Всё серое, чёрное, мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких, блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения".
Кришна. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кришна. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • С детства Рерих принимал активное участие в домашних театральных постановках и пробовал сам писать пьесы. Художник создавал декорации ко многим спектаклям. Одна из самых известных его работ - оформление балета "Весна священная" (композитор Игорь Стравинский, хореограф Вацлав Нижинский). Постановка рассказывает о языческом обряде древних славян. Среди зелёных холмов у священного камня совершается ритуал: девушка, танцуя до изнеможения, приносит себя в жертву, чтобы вызвать благодатный весенний дождь.
Весна священная. 1945. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Весна священная. 1945. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Балет был поставлен Сергеем Дягилевым в далёком 1913 году в Париже. Премьера была освистана зрителями. Многие смеялись над постановкой - слишком неожиданными, авангардными в тот момент показались и музыка с резкими переходами, и "рваная" хореография балета. Но через несколько лет публика встретила новаторскую постановку аплодисментами. Во многом успех балету принесли работы Рериха. Он создал эскизы декораций и костюмов, придумал броский грим, а также сочинил либретто.
Эскиз декорации "Поцелуй земле" к балету "Весна священная". 1912. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина
Эскиз декорации "Поцелуй земле" к балету "Весна священная". 1912. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина
  • Около 20 лет художник с семьёй прожил в Индии. Рерихи купили старинный дом в долине Кулу - колыбели древнейших памятников культуры - в Западных Гималаях. Из окон открывался прекрасный вид на самую высокую точку мира - Джомолунгму. Конечно, вдохновлённый художник неустанно переносил на холст красоту гор. Гималаи стали для Рериха символом духовной силы и чистоты. Обычно в его пейзажах первый план как правило тёмный, но чем выше поднимаются горы, тем светлее они становятся. Художник считал, что это аллегория с человеческой душой. Обременённая исключительно земными заботами душа привязана к земле, а стремящаяся к развитию и высшим идеалам, устремляется вверх.
Помни! 1947. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Помни! 1947. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Ни один художник не писал горы так, как мой отец, - рассказывал сын художника Святослав (тоже ставший художником), - его Гималаи излучают на нас несравненное богатство света, красочности, невыразимое величие, высокие мысли..."
Весть Шамбалы. Частное собрание. Индия
Весть Шамбалы. Частное собрание. Индия

Насладиться картинами Рериха и поразмыслить о высоком можно не только в Русском музее и в Третьяковской галерее. Например, жители Астрахани и гости южного города могут воспользоваться моментом и посетить выставку "Николай Рерих. Из собрания Русского музея", которая проходит в Астраханской картинной галерее. Продлится выставка до 4 декабря 2022 года.

Гималаи. Нанда-Деви. 1941
Гималаи. Нанда-Деви. 1941

Как вы понимаете, это далеко не всё. Пишите в комментариях, если хотите узнать больше об удивительном художнике и мыслителе.

#Николайрерих #русскоеискусство #горы #биографияхудожника #гималаи #шамбала #горынакартинах #рерих #тибет #пейзаж

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц