Мониторинг СМИ (англ.яз. Media Intelligence or Media Monitoring) - один из самый важных инструментов для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, а также оценки общественного резонанса того или иного действия.
История
В России первые упоминания связанные с мониторингом СМИ появились ещё в середине XVII века, когда в Москве в Посольском приказе для царя и Боярской думы начали составлять обзоры немецких и голландских газет. Особое внимание сотрудники внешнеполитического ведомства уделяли критическим материалам о России. С негативными публикациями российские власти боролись используя дипломатические каналы, оказывая давление на иностранных торговых партнеров или посылая в зарубежные издания опровержения.
К концу правления Петра I мониторинг европейской прессы стал двухуровневым. Находящиеся за рубежом российские дипломаты следили за местными изданиями в стране пребывания, а в Коллегии иностранных дел отслеживали европейскую печать в целом. За клевету и оскорбления с европейских издателей взимались большие штрафы. Так в 1713 г. городской совет Гамбурга согласился на выплату в 200 тыс. талеров. Позднее городской совет Гамбурга запретил издателям публиковать в газетах какие-либо сведения о России, кроме тех, что присылал российский резидент.
28 апреля 1921 года Владимир Ленин распорядился учредить мониторинг СМИ:
«…Книжной палате произвести … следующую работу: Из важнейших газет ("Известия ВЦИК“, "Правда“, "Экономическая жизнь“, "Петроградская правда“) и центральных областных газет — произвести вырезки за май месяц всех материалов, касающихся экономических, хозяйственных и производственных вопросов, включая также все отчеты и статистические материалы, подробно расклассифицировать их и расклеить по альбомам».
С тех пор технология мониторинга СМИ претерпела значительные изменения. На смену альбомов, на страницах которых наклеивались вырезанные вручную газетные статьи, пришли системы онлайн-мониторинга СМИ. Давайте рассмотрим наиболее популярные российские системы – "Медиалогия" и Brand Analytics.
Системы мониторинга СМИ
В аналитических системах "Медиалогия" и "Brand Analytics" кроме мониторинга СМИ, также возможна аналитика социальных сетей. Ниже приведена сравнительная таблица по четырем параметрам.
Хочу отметить, что недостаток по количеству СМИ и соцсетей "Brand Analytics" компенсирует возможностью интеграции со множеством сервисов. Также от себя как аналитика СМИ с трёхлетним стажем могу добавить, что система мониторинга "Brand Analytics" в разы удобней и манёвреней. Это подтверждается, например, эргономичностью онлайн-системы или созданием тегов, которые, сильно упрощают мониторинг. Для "Медиалогии" аналитика СМИ – сильное место.
Таким образом, если Вы решили заниматься мониторингом, то лучше использовать сразу две вышеупомянутые системы.
Это была краткая сводка о мониторинге СМИ. Спасибо за внимание!