Китайское средневековье. Страна раздроблена на мелкие княжества, которые ведут междоусобные войны. Результатом этой борьбы становится постепенное возвышение правителя Ши-хуанди. Его цель — подчинить своих конкурентов и объединить Китай.
Но конкуренты не сидят сложа руки. Мелкий чиновник, имя которого неизвестно, задумывает дерзкий план. Он хочет убить Ши-хуанди, надеясь прекратить бесконечные военные конфликты. Имя этого героя неизвестно, но он является лучшим мастером боевых искусств во всей Поднебесной. Он проникает к правителю и готов осуществить свою затею, но передумывает в последний момент.
Любовь и верность, долг и честь, предательства и интриги, смелость и хитрость — основные темы фильма Чжана Имоу «Герой». Ликвидировать главного злодея — что может быть благороднее? Тем не менее, Герой находит в себе силы и способность понять, что убийство не является таблеткой от болезней войны, а под небесами есть вещи более важные, чем месть и слава.
В «Герое» мы не увидим китайских крестьян, работающих на рисовых полях, или богатых аристократов, интересующихся только развлечениями. В картине есть только две силы — власть и сила, повелитель и солдаты. Воины сражаются на пиках и мечах, повелители раздают приказы. Ощущение, что в те времена китайцам больше ничего и не было нужно. Здесь нет даже городов и деревень, если не считать таковыми дворец Ши-хуанди и небольшой дом, где юноши и девушки занимаются каллиграфией, оттачивая одновременно внутренний дух. Но именно эта условность придает фильму потрясающую эпичность.
В «Герое» Имоу отдает дань уважения Акире Куросаве и его «Расемону». В картине история рассказывается с разных точек зрения. Внутри каждой истории живет еще одна. Сколько героев — столько и интерпретаций. Но победить должна только одна.
В фильме много параллелей с античной трагедией и Шекспиром — армия ведет себя как древнегреческий хор, а персонажи картины должны сделать выбор, который приведет их к смерти. Но в отличии от европейской литературы, «Герой» - фильм по-настоящему китайский. Мы никогда не узнаем имени протагониста. В то время, как европейцы жаждут вечной славы и величия, китайцы ценят смирение. Китайский герой не стремится стать «звездой», он лишь пешка в сложном историческом механизме и охотно это признает и принимает. Он не желает, чтобы его помнили по имени. Он хочет, чтобы его судили по делам.
Имоу — представитель так называемого «пятого поколения» китайской кинематографии. Он с большим трудом поступил в пекинскую киноакадемию — ему было уже 27 лет и бюрократы не хотели его зачислять. За несколько лет до этого в Китае закончилось правление Мао Цзэдуна. Китайское кино обрело свободу и смогло дышать полной грудью. Сюжеты и темы фильмов стали более независимыми, особенно это стало распространенным на рубеже веков. «Герой» одновременно стал не только самым высокобюджетным проектом в истории китайского кино, но и самым успешным фильмом.
После Культурной революции и смерти Мао в Китае стали появляться режиссеры, способные выходить на широкую международную арену и завоевывать престижные награды кинофестивалей.
«Герой» Имоу, возможно, самый яркий представитель нового китайского кино. Удивительные цвета, минималистская и, одновременно, изощренная красота интерьеров и пейзажей, утонченная китайская поэтичность легенды-притчи, где повествование раскрывается не в действиях, а образами, эпическая сага о любви и ненависти с романтическим финалом.
Один из самых красивых фильмов в истории всего кинематографа.
Что еще посмотреть на эту тему:
«Расемон» (1950), Акира Куросава
«Император и убийца» (1998), Чень Кайгэ
«Великий мастер» (2013), Вонг Кар-Вай
#кино #имоу