Найти тему
СМОЛЯК

«Время вышло»: как бежавшие из России наврали про будущее

Залежался у меня сборник «Время вышло», наверное, не напрасно, теперь книга своего рода документ эпохи, собравший под одной обложкой Германа Садулаева, Алексея Сальникова, Ксению Букшу, Андрея Рубанова, Александра Пелевина, Сергея Шаргунова, Дениса Драгунского и Алису Ганиеву – ничего подобного больше (или в ближайшие годы) вряд ли сможет повторить любой русский издатель.

Алиса Ганиева и Ксения Букша после февраля порвали с русской литературой, ну и бог сними, как говорится. Если бы «Время вышло» выпускали сегодня, сборник точно бы не обеднел без опусов непослушных барышень, прежде всего от текста Букши, которую бросает из крайности в крайность, ей бы надеть смирительную рубашку и помолчать годик-другой.

Однако другой вопрос: Букша пишет - имеет право, а ее перед публикацией редакторы и издатель читают? Вопрос на миллион долларов, иначе, как мог появиться текст (рассказом назвать не поднимаются пальцы над клавиатурой) под названием «Устав, регулирующий и уполномочивающий вещи и явления (выдержки)».

Ксения Буша
Ксения Буша

Начинается текст со слов: «Статья 24. Регуляция гаджетов и камней-кнопок» и далее следует двадцать четыре пункта, восемнадцатый, например, гласит: «Для мертвецов, покрытых пылью, штрафы за размножение регулируются Уставом (ст. 1456)». «Статья 1255683. О молоке» последняя в рассказе или что называется рассказом. Вероятно, в свой текст Букша вложила огромный замысел, написала с юмором, но черт его поймешь.

У Ганиевой получилось лучше, так у нее опыта побольше, даже несмотря на то, что у Бушки в копилке «Национальный бестселлер», а у Алисы всего лишь юношеский «Дебют». Впрочем, русские литературные премии, известное дело, живут своей отдельной жизнью и редко пересекаются с литературной реальностью.

Алиса Ганиева
Алиса Ганиева

Главный герой рассказа Ганиевой мужчина, жалкое создание в мире благополучия напоказ, в котором за невовремя выложенную в запрещенную социальную сеть фотографию утреннего кофе можно угодить в вечный бан. Из примет времени лишь бар «Петрович» на улице Марго Симонян, дом 8.

Сейчас Ганиева пишет иначе, будущее оказалось намного ближе, чем могли помыслить, и оказалось совсем иным, с кровью, предательством, истериками и стремительным отъездом туда, где тебя ненавидят, не всегда подавая виду.

Александр Пелевин привычно выступил в жанре анекдота, выдав три юморески за цельный рассказ. «Однажды родился человек, которому суждено было все изменить. К сожалению, затем он вырос <..> завел детей, а потом умер от инфаркта в пятьдесят лет, так и не узнав ос воем предназначении».

Интереснее других будущее увидели Александр Снегирев, лауреат «Дебюта» и «Русского Букера», и Андрей Рубанов, лауреат «Национального бестселлера» - все премии, кстати, накрылись медным тазом.

Снегирев описал единственное возможное завтра, которое, если бы не украинская агрессия против России, вполне могло обернуться нашим сегодняшним.

Андрей Рубанов
Андрей Рубанов

Рассказ Рубанова в виде исторической заметки в журнале заставил задуматься о цифровом будущем, которое, как казалось год назад, скоро нас слопает. Война в тексте Андрея тоже есть: «Мировая война разразилась в Пасхальную ночь 2033 года и длилась 2,849 секунд, завершившись одновременной капитуляцией всех армий и суицидом всех основных мировых интеллектов». Хорошая идея, но слишком сложная.