Найти тему
IQ Media

Что ждет маркетплейсы? Прогноз эксперта

Фото: iStock
Фото: iStock

Маркетплейсы перестают быть только площадками для торговли товарами в интернете. Они расширяют формат своей деятельности и становятся экосистемами. Каковы перспективы этих трендов HSE Daily рассказала директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

По словам Татьяны Комиссаровой, уже сегодня ряд крупных российских компаний успешно движутся по пути создания собственных экосистем. Например, одну из самых успешных построил «Яндекс», объединив сервисы, которыми пользуются их клиенты — активные интернет-пользователи.

По пути создания экосистем идут сейчас маркетплейсы Ozon и Wildberries. Они консолидировали свои сервисы вокруг потребности людей в онлайн-шопинге и стараются использовать все, что будет способствовать росту числа заказов, увеличению количества клиентов и расширению ассортимента.

Конечно, у каждой модели есть свои отличия. Например, Ozon создал собственный e-commerce — Еком Банк, предлагающий уникальные финансовые сервисы для своих клиентов и продавцов, и не платит комиссии сторонним кредитным организациям. «Яндекс» же работает в партнерстве с другими банками, стимулируя клиентов с помощью системы кешбэков.

По другому принципу выстроил свою экосистему Сбер, пройдя путь от традиционного и единственного в стране банка до системы, способной удовлетворить потребности клиента в развлечениях, обучении, заботе о здоровье, развитии.

«Многие крупные компании, обладающие большими данными о своих клиентах, выстраивают экосистемы. Начинается все с базовой услуги или продукта, который постепенно обрастает сопутствующими сервисами, а они, в свою очередь, способствуют дальнейшему расширению и продвижению бизнеса. Мы идем к тому, что может произойти дробление рынка на несколько крупных игроков, которые будут всеми возможными способами стремиться удерживать клиента в своей орбите», — пояснила Татьяна Комиссарова.

При этом крупные бизнесы способствуют развитию малых и средних. Так, через маркетплейсы торгуют даже мелкие ИП: с одной стороны, им приходится платить комиссию площадке, но с другой — им не нужно создавать собственные сайты, рекламировать услуги, искать и привлекать клиентов. Все это делает за них маркетплейс, объясняет эксперт. За время пандемии с помощью такой системы сумели выжить и подняться многие маленькие магазины и предприниматели.

Новые каналы продаж неизбежно ведут к изменению потребительского поведения. Попадая в орбиту экосистемы, человек привыкает удовлетворять с ее помощью большинство своих потребностей и перестает заботиться о разнообразии выбора между предложениями других сервисов.

«Система постоянно отслеживает активность клиента и получает огромное количество информации о нем, на основе которой начинает предлагать ему все новые и новые услуги. Стандартный набор продуктов, товаров и услуг нам предлагают уже не продавцы, а информационная система, роботы — искусственный интеллект. Это уже сейчас происходит, и мы привыкаем ему доверять», — рассказала Татьяна Комиссарова.

По материалам HSE Daily