А и в самом деле – Бог или человек?
Или Бог или человек – альтернатива, на первый взгляд, очевидна, если мы отвергнем языческие представления о «полубогах», которыми полна античная литература.
Давайте присмотримся к тому, как Сам Себя определял Иисус Христос, и как он вел Себя по отношению к тем, кто считал и кто не считал Его Богом.
Тем более что очень широко распространена точка зрения, что это чисто Церковная доктрина – обожествления Иисуса Христа, а Он Себя отнюдь не считал Богом.
Действительно, на страницах Евангелия Иисус Христос чаще всего себя именует «Сыном Человеческим» или «Сыном Божьим». Ни то, ни другое напрямую еще не указывает на то, что Иисус Христос – Бог.
Но что это за «Сын Человеческий», Который:
- «сущий на небесах» (Ин. 3.13);
- Который сошел с неба (Ин. 3.13.);
- к Нему восходят и нисходят ангелы Божии (Ин. 1.51);
- Кто утверждает, что дает жизнь вечную (Ин. 10.28);
- при этом верующие должны питаться Его Кровью и Плотью как «истинной пищей» (Ин. 6. 55);
- а Сам Он придет во славе Отца Своего и со святыми ангелами, сядет на престоле Своей славы и будет судить все народы и всех людей (Мф. гл. 8, 19, 25).
Согласитесь, ни у одного из людей до Него не было таких «широких» признаков и полномочий. Уже одно это говорит о божественности Иисуса Христа.
Спрашивается, почему Христос нигде об этом напрямую не говорит?
Ответ – прост. В иудейской среде его сразу же забили бы камнями, и Он не успел бы выполнить Свою миссию.
В сознание Иудеев того времени (впрочем, как и современных, а также многочисленных современных «иудействующих» течений и сект) просто не могла поместиться мысль о том, что Сам Бог может явиться с неба для их спасения.
Для них – это невыносимое богохульство, за которым должна последовать справедливая смерть.
Один лишь раз Иисус Христос «проговаривается» перед иудеями, и это действительно едва не стоило Ему жизни:
«Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам;
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей;
Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего;
Я и Отец – одно.
Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его». Ин. 10. 26-31.
Причем, Иудеи прямо сказали Христу, что хотят убить Его за то, что Он, «будучи человек», делает себя Богом.
Получается, что все, кто и в настоящее время не признает Христа Богом, солидаризуется с этими потенциальными, а вскоре и реальными убийцами.
Рассмотрим еще один характерный эпизод. Иисус Христос исцеляет расслабленного. Но при этом он вызывает те же самые «подозрения» в богохульстве:
«И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо:
И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Мк. 2. 3-7.
Надо сказать, что это тот редкий случай, когда книжники совершенно правы.
Действительно, кто может прощать грехи кроме Бога? Да – никто!
Только им и в голову не могла прийти мысль о том, что перед ними и есть самый настоящий Бог, единственно способный это делать. Отсюда – обвинения в богохульстве, за которые собственно Иисуса Христа, в конце концов, и распяли.
То есть Христа и распяли именно за то, что Он был Богом. Вот такой невероятный и трагический пируэт и парадокс человеческой слепоты и безумия.
Безумия, неспособного увидеть и признать очевидное: вся совокупность того, что Иисус Христос делал и что Он говорил, свидетельствует о том, что Он был Богом и никем иным.
Впрочем, и Сам Иисус Христос подтверждает это уже после Своего воскресения.
Когда явился апостолу Фоме и принял от него божеские почести:
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие». Ин. 20. 26-28.
Во что поверил Фома? Он поверил в то, что высказал: что Иисус Христос – «Господь и Бог».
И Христос не отверг такой веры, Он ее подтвердил, только косвенно упрекнул Фому за долгое безверие. За то, что Фоме понадобилось увидеть Его своими глазами лично – чтобы сделать такое признание.
Фактически, Христос признанием апостола Фомы просто подтвердил одно из своих заявлений, сделанных тем же иудеям: «Я и Отец – одно» (Ин. 10.30).
Тогда его чуть не побили камнями за это заявление. Теперь в кругу своих учеников воскресший Христос может спокойно подтвердить эту истину, даже не собственными словами, а словами апостола Фомы.
И нам осталось только следовать вере апостола Фомы.
Не стремясь увидеть Христа собственными глазами, а только непоколебимо веруя в сердце в то, что Он и есть Бог, и не просто Бог абстрактного человечества, а Бог - «мой». Каким Он стал для апостола Фомы.
То есть - мой личный Бог, ради Которого живу и Которому служу всею своею жизнью. И Который будет судить меня после моей смерти и в пакибытии.
А вот все те, кто не признает Христа Богом, будут судимы вместе с подобными им Иудеями, ибо их вера – калька с веры убийц Христа.
Те не верили, что Иисус Христос - Бог, и в конце концов убили Его. Страшно следовать такой вере!
Пусть думают, пока не поздно.