Когда я учился на журфаке, иностранных студентов очень возмущало, что преподаватели говорили о пропаганде, как об одной из функций СМИ. Сегодня мы проигрываем информационную войну. Кому? Той самой западной пропаганде, которой якобы не могло быть даже в теории. Как именно и почему это происходит? Спойлер: мы сами помогаем оппонентам в режиме нон-стоп. Похоже, нам это нравится.
БЕНЗОКОЛОНКА, ДЕД И ГОПНИКИ
В основе любой результативной пиар-активности всегда лежит простая и ясная мысль. Казалось бы, это само собой, но нет. До понимания такой элементарной вещи мы ещё не доросли – в отличие от наших геополитических конкурентов. Увы, они – профессионалы, а мы – самодеятели. Думаю, именно принятие этого факта и станет первым шагом к выздоровлению. А пока всё грустно. Если не у большей, то у большой и точно наиболее активной части россиян сформировано мифологизированное сознание с предустановленным отношением к реальности. Чтобы выделить основные мантры, прочно въевшиеся в головы, не понадобится глубокого анализа дискурса. Сразу бросается в глаза то, что я называю триадой лжи. Это слоны, на которых прочно стоит мир антироссийской пропаганды. Практически каждый посыл, приходящий с той стороны, упирается в одно из этих утверждений.
Первое: РФ – это не Россия, совсем не великая держава. Это Рашка, коррумпированная до ужаса бензоколонка, отсталая страна, ничего не способная создать. Второе: руководит ей кровавый диктатор Путлер, обезумевший от алчности проворовавшийся бункерный дед, до которого далеко даже Адольфу Алоизовичу. Третье: Путина поддерживает гопничье большинство – недолюди, не читающие книг, но постоянно смотрящие телевизор, так диктатор их и зомбирует. Быдло безвольно, ему несвойственно быть свободным, ему не нужна демократия. Поэтому быть русским стыдно.
Высший балл, отличная работа, ибо результат налицо. Популизм здесь сочетается с грамотно подобранными дополнительными компонентами. Первый – понимание ситуации. Есть же у нас неудовлетворённый общественный запрос на социальную справедливость? Есть. Второй компонент – учёт особенностей восточнославянского менталитета. А именно нашего стремления к самоуничижению. И это не всё. Посмотрите, какой мастерский, виртуозный нейминг. Он идеально соответствует посылам и открывает широчайшие возможности для визуализации. Вот пример: нас с двух сторон подводят к сравнению Путина с Гитлером – искажая фамилию Президента РФ и намекая на судьбу Гитлера, застрелившегося в бункере. Как понимаете, с такой артподготовкой любой начинающий блогер моментально становится фабрикой мемов. Кстати, это ещё один важнейший момент: налажена работа и с лидерами мнений, и с новичками, и с целыми цехами проплаченных интернет-троллей. Всё, что делается вражескими СМИ, кино и этими людьми, нанизано на общую логику. Это даёт синергетический эффект, он же эффект сверхаддитивности. Это идеологическая атомная бомба.
СНОВА МИМО
Как мы отрабатываем выпады? Никак. Ловим блох-фейков, и всё. А работать надо глубже, со слонами. Если с некоторыми мантрами и так всё ясно – например, со старым Путиным, что явный бред, ведь тот моложе Трампа и Байдена – то всеми остальными надо заниматься. Начиная с бензоколонки. Вот вы в курсе, что весь музыкальный мир влюблён в российские микрофоны «Союз»? Да, там американский менеджмент, но они наши, тульские. Вот ещё: любой битломан (зачастую англоман, презирающий «совок») помнит и любит клип Free as a Bird. А знаете, как снимали самые сложные сцены? С уникального российского крана, созданного специально для кино. Это рассказывает режиссёр этого клипа, считающегося одним из лучших за всю историю музыкального видео. Как вам? Ничего бензоколонка? И что, у нас об этом кто-то писал в прессе, сюжеты для ТВ делал, документальные фильмы снимал?
Впрочем, о какой проактивности может идти речь на такой стадии болезни? Вот пример того, как мы не можем отработать прямую, физически устанавливаемую ложь. Помните акцию поддержки Навального 23 января 2021-го? Я одновременно наблюдал две несовместимые картины реальности. Первую – в мониторе, вторую – за окном, на улице, ведущей к Матросской Тишине. СМИ-иноагенты дружно писали, что наши власти врут, и там не дети, а взрослые, и им сочувствуют даже те, кто не участвует: автомобилисты гудят, выражая солидарность. А я видел, что вдоль моего дома тянется целая река подростков лет 14, никаких взрослых. Школьники на несколько минут перекрыли дорогу, и им сигналили недовольные доставщики пиццы и таксисты. Можно было бы просто снять всё это и показать, где только можно. Но здесь ключевое слово – «бы». История не знает сослагательного наклонения, а Россия – нормального пиара.
ИСПАЧКАННАЯ ПРАВДА
Шельмуя наше ТВ и его зрителей, обычно упоминают Владимира Соловьёва с канала «Россия 1». И правильно делают: этот человек способен испачкать любую правду, просто произнеся её. Причина проста. Соловьёв называет себя журналистом, давно уже не будучи таковым. Он такой же ведущий ток-шоу, как его коллега по каналу Малахов. Только у Малахова ток-шоу социальное, а у Соловьёва – политическое. Соловьёвщина сильно вредит России: такие «профи» в центральных СМИ не только подпитывают своим поведением, интонациями и высказываниями мантру о том, что мы гопники, но и очень невыгодно смотрятся на фоне идеологических оппонентов. Того же Юрия Дудя, например. Но самое страшное – то, что соловьёвы дискредитируют само понятие патриотизма, поддерживая образ бодрого патриота-дурачка, ржущего по поводу и без и не замечающего никаких проблем. И враги снова попадают в цель.
Впрочем, ничто так не пачкает всё, что ты говоришь потом, как прямая ложь. Увы, мы грешим и этим. Например, активно продвигается мысль о том, что нет никакого украинского языка. Не раз и не два я слышал и читал, что это так, просто смешной диалект русского. Но бред же. Утверждаю это на правах носителя обоих языков. Никого не смущает, что в украинском другой набор падежей, другие буквы в алфавите, другие орфография и орфоэпия? Впрочем, о чём это я… Просто послушайте украинские новости. Много поймёте? Так зачем же врать? Кто поверит единожды солгавшему?
МИТЮХ, ЧЕГО ОРЁМ?
Немцы говорят, что любое сравнение хромает. И всё же я люблю далёкие аналогии: часто они помогают увидеть предмет объёмнее, ярче и с неожиданной стороны. Пиар родствен режиссуре, а в ней есть такой термин – действие. Персонаж может произносить одну и ту же фразу, но что у него «по действию»? Одним и тем же текстом актёр может убедить партнёра, оттолкнуть, соблазнить и т.д. Что именно он будет делать, зависит от режиссёра. Но просто говорить, петь и танцевать без действия – это бессмысленно и непрофессионально.
А теперь к нашим баранам. Помните псевдопатриотический концерт в Лужниках? Что у нас – образно говоря – было «по действию»? И какая была сверхзадача? Что мы сказали этим шоу? Что народ и власть едины, и все мы поддерживаем операцию на Украине? А вот и нет. Россиянам показали, что наша власть и СМИ тоже считают их гопниками, сидящими перед телевизором. Об этом говорят и залихватская интонация ведущих, и подбор артистов («Любэ» и т.п.), и всякие «фишечки» вроде группового рёва «Россия-Россия» под разудалую музычку. Внешней же аудитории мы в очередной раз продемонстрировали, что патриотизм наш – квасной, показной, фальшивый, а народу всё равно, власть он не поддерживает. Иначе почему после завершения акции государственные флаги отправились на помойку? Это называется отрицательный результат. Акция в Лужниках навредила России.
ЮНОСТЬ МИРА
А вот обратный пример. К сожалению, не наш, а китайский. Пиар – это просто, и не быть идиотом – тоже просто. Не надо бежать под колёса. Не надо стрелять себе в ногу. Не надо врать, но не надо и демонстрировать недостатки своих родителей, увеличенные в миллион раз под микроскопом. Надо понятно и доступно объяснять, кто ты, как видишь мир, добро и зло, что именно и почему ты делаешь. И всё.
На этой иллюстрации реклама конфет. В объявлении, написанном иероглифами, вроде бы говорится о том, что, покупая такие-то сладости, ты вносишь вклад в борьбу с украинским фашизмом. Но сейчас не о процентах от стоимости, перечисляемых кому-то кем-то. Для нас важно не это. Важно, что и как хотят сказать авторы этого послания. Они создают образ юности мира, которая борется с гнилью. Мы видим симпатичное юное создание в белых перчатках. Оно строгое, честное и – при этом – современное, стильное. Кстати, образ юности мира, противостоящей фашизму, здесь возникает не впервые, что только подтверждает его уместность и точность. О том же пел Вертинский. Послушайте его «Юность мира». От неё бегут мурашки по коже. А от концерта в Лужниках бегут? У меня – нет.
ЖИВОЕ И МЁРТВОЕ
Кстати, мурашки – это супероружие. Побежали – и всё. Тот, кто их вызвал, для тебя прав. Переубеждение невозможно. Дело в том, что в пиаре просто правда никому даром не нужна. Правда – это то, чему поверила твоя аудитория. А верят не тому, кто говорит просто правду, а тому, кому сочувствуют, сопереживают. Сейчас будет ещё один, казалось бы, трюизм, но тоже нет – практика показывает, что у нас этого не понимают. Искренний и живой негодяй выглядит выгоднее, чем фальшивый носитель ошельмованной просто правды.
Давайте вспомним всем известный жутковатый ролик о древнем украинском боге. Тот самый, в котором львовская актриса с серпом в руке призывает убивать военнопленных. Однозначное зло, верно? Верно. Этот ролик – прямой конкурент другого видео, с Марьяной Наумовой, чемпионкой, ответившей Терминатору на его призыв остановить спецоперацию. Девушка рассказала чистейшую правду о ситуации в Донбассе. Молодец. А теперь давайте абстрагируемся от текста и посмотрим оба ролика 15 секунд, предварительно выключив звук. И что? Какой девушке сочувствуешь? Той, у которой искусаны губы, или той, у которой в губах филлер?
Аналогичный пример – концерт фашистской группы «Секира Перуна» в Киеве и приснопамятное шоу в Лужниках. Что мы видим в ролике с наци из клуба? Дикую, мощную, живую энергию беснующейся молодой толпы. А что на видео из Лужников? Загнанную силой равнодушную публику. Говорят, это неправда, и все шли добровольно, но что увидела аудитория? Камера выхватывала абсолютно отмороженных персонажей. Многие люди, широко размахивавшие флагами РФ, были явно не россиянами. Что потом случилось с этими флагами, мы уже вспоминали. Вам не кажется, что всё это нелепо до неправдоподобия?
ЗАПИВАЙ СОСЕДА КВАСОМ
А теперь вишенка на торте. Размером с помидор. Прежде, чем делать выводы об уровне российского пиара, просто осознайте вот это. РФ занимает 136-е место в рейтинге CPI. Что именно это значит, наши СМИ не говорят. А зря. Это всемирно признанный рейтинг, влияющий на деловую репутацию каждой страны. Чем ниже место здесь, тем ты коррумпированнее. Рулит списком компания Transparency International, по какой формуле производятся расчёты и откуда берутся данные, она не сообщает. Первые места стабильно занимают одни и те же – Дания и ещё несколько европейских государств. Финансируют компанию… Правильно, они же. Так вот: Россия в этом рейтинге постоянно соседствует с Папуа – Новой Гвинеей, иногда даже уступая оной. Например, сейчас, когда папуасы опередили нас аж на 12 пунктов, оказавшись на 124-м месте. Если что, речь идёт о государстве, в котором в 1971-м приняли закон о колдовстве. С тех пор человек, считающий себя заколдованным, не отвечает за свои действия. А десять лет назад здесь были сорваны выборы, потому что граждане съели всех кандидатов. На снимке – типичные новогвинейские женщины. Узнаёте своих маму, тётю и сестру?
Вой о нашей коррумпированности стоит перманентно и повсеместно. И что же? Кто-то у нас писал вот об этом, что-то снимал, показывал, анализировал, выяснял, сопоставлял? Нет. Кто там собрался бороться голыми руками – то бишь просто правдой – с людьми, которые на весь мир объявляют нас дикарями в прямом смысле этого слова? Всё, занавес. Тушите свет.