Найти тему
Кино и книги

"Люди, кони и война": 3 забытых советских фильма об армейских лошадях и их хозяевах

Оглавление

Здравствуйте читатели! Сегодня речь пойдет о таких незаметных участниках боевых действий, как лошади. На протяжении сотен лет война, в общем, выглядела как у Лермонтова: "Смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой".

Советский кинематограф отдал дань благодарности нашим четвероногим соратникам в ряде фильмов, некоторые из которых я сегодня предлагаю вспомнить.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Любушка" 1961 г.

Итак, громыхала гражданская война. Под залпы орудий и треск выстрелов отступала мимо деревни одна из многочисленных в то время банд. Крестьяне, наученные горьким опытом, прятали все ценное, особенно уцелевших лошадей, а Семку, сына Никиты Лыкова, как назло, накануне понесло покупать гвозди. Верхом на единственном жеребце.

Никита, справедливо рассудив, что бандиты могут перехватить мальца и отобрать у него коня, бросился навстречу, но опоздал. На опустевшей дороге он обнаружил плачущего Семку и худую, с торчащими ребрами, чесоточную кобылу в насмешку данную ему в обмен.

Кадр из фильма "Любушка". Семка и Любушка, брошенные дороге.
Кадр из фильма "Любушка". Семка и Любушка, брошенные дороге.

Жена Никиты Настасья обозвала лошадь "шкилетом", но посоветовала сводить к ветеринару, а тот, после осмотра, сказал, что Лыковым привалило счастье. Заморенная коняга оказалась кобылой Любушкой орловской породы, бывшей собственностью конезаводчика Бурмина. Вылечить, откормить и можно начинать гордиться: лошадь силы и скорости необыкновенной.

Пошел Никита с Любушкой и портретом, написанным во времена ее славы и сохранившимся у ветеринара, домой: создавать достойные условия. Для начала - окна в конюшне вставлять.

Кадр из фильма "Любушка". Вскоре Любушка стала гордостью своего нового хозяина.
Кадр из фильма "Любушка". Вскоре Любушка стала гордостью своего нового хозяина.

Большая часть фильма, являющегося экранизацией повести Петра Ширяева "Внук Тальони", посвящена кипению страстей и интриг вокруг представительницы благородных орловских рысаков, а потом и ее сына, внука не менее известного жеребца-метиса Тальони.

Недаром писал Лесков, что у русских есть две страсти: курский соловей и орловский рысак. Лошадники, посещающие Московский ипподром, где когда-то выезжал Любушку наездник Олимп Лутошкин, конечно, заметили революцию, многих она и разорила, но страсть к благородным животным из их сердца не вытравила.

Некоторые на этом делают деньги, но большинство, как сам Лутошкин, старший конюх Филипп, генерал и Аристарх Бурмин просто жить не могут без ипподрома и лошадей.

Кадр из фильма "Любушка". Конезаводчик Бурмин разбирается не только в лошадиных статях.
Кадр из фильма "Любушка". Конезаводчик Бурмин разбирается не только в лошадиных статях.

К сожалению, социальные потрясения касаются не только людей. Любушка погибла, не дожив отпущенных ей природой лет. Однако, картина не акцентируется на печальных событиях. Можно сказать, что в ней много и от комедийного жанра, а также замечательные афористичные разговоры. Лутошкин: "Что же это у тебя папиросы такие сырые?" - Буфетчик: " Нарпит! А у МЕНЯ сырых не было."; Александр Иванович: "Сколько ж честных людей развелось - жить невозможно".

Очень интересно музыкальное сопровождение. Почти все дореволюционные события сопровождает матчиш, мотив известный по песенке "По улице ходила большая крокодила...", а в музыкальный фон действия, разворачивающегося в советские годы, вплетается "Марш Буденного" ("Мы - красные кавалеристы и про нас...).

Надо сказать, что в этой картине и положительные, и отрицательные герои - живые и яркие. Этим она обязана прекрасно прописанным в первоисточнике образам и великолепным актерам, на которых фильму повезло.

Говорить об этом можно много, но лучше смотреть. Поэтому отмечу только две роли: Владимира Заманского, играющего зарвавшегося председателя сельсовета по прозвищу "Николай III" и Сергея Ромоданова - конезаводчика Бурмина, который даже любовниц и наездников выбирает по экстерьеру и родословной.

Кадр из фильма "Любушка". Председатель сельсовета Николай Пеньков (Владимир Заманский), возомнивший себя новым хозяином, и его прихлебатель - секретарь (Юрий Медведев).
Кадр из фильма "Любушка". Председатель сельсовета Николай Пеньков (Владимир Заманский), возомнивший себя новым хозяином, и его прихлебатель - секретарь (Юрий Медведев).

В фильме также снимались: Евгений Шутов, всегда органично играющий мужиков (Никита Лукич Лыков), Олег Ефремов (наездник Олимп Лутошкин, в просторечии Алим Иваныч), Евгений Евстигнеев (Филипп, старший конюх-пьяница), Лаврентий Масоха (Груздев), Леонид Куравлев (Александр Иванович), Настасья Лыкова (Валентина Владимирова) и еще много известных лиц даже в эпизодах.

"Последний угон" 1968 г.

Бурятия 1918 г. Шел красноармейский отряд по берегу, шел издалека, на соединение с основными силами к монгольской границе. Кони вымотались за пять дней пути, бойцы устали. Остановились отдыхать на Святой горе, где их поджидали местные конокрады, незаметно тащившиеся в хвосте отряда. Еще бы! Табун в триста голов.

Похитители работали на богача Гамзу, продающего лошадей за границу. Тарва, самый старший и опытный, считал, что табун надо угонять ниже, в долине: здесь неудобно - лес, скалы, пропасти. Но заносчивый Сэпэл настоял на своем: а вдруг красные больше не будут останавливаться?

При ночной попытке угона, направляемые то конокрадами, то пытающимися отбить табун красноармейцами, кони сорвались в пропасть. Осталось всего с десяток.

Среди бойцов отряда был Абдай, бывший пастух Гамзы. Когда-то он угнал лошадей у хозяина, бежал, сидел тюрьме, где познакомился со своим нынешним командиром Алексеем, вступил в Красную Армию, а теперь, волей случая, очутился у родного улуса, где все еще ждет его невеста.

Кадр из фильма "Последний угон". Гамза и Абдай - мнимые друзья.
Кадр из фильма "Последний угон". Гамза и Абдай - мнимые друзья.

Заняв у одного из знакомых земляков праздничный халат, Абдай приезжает к Гамзе, выдавая себя за состоятельного человека, якобы мириться и свататься. Жениться он, действительно, не прочь, но главная забота - угнать коней.

Этот типичный истерн с оригинальным бурятским колоритом можно считать, более чем наполовину, творением одного человека - советского киноактера и кинорежиссера Бараса Халзанова. Он выступает здесь в качестве режиссера-постановщика, второго сценариста и главного героя.

Кадр из фильма "Последний угон". Гамза (Асанбек Умуралиев).
Кадр из фильма "Последний угон". Гамза (Асанбек Умуралиев).

Антагонистом Абдая является нойон Гамза в исполнении Асанбека Умуралиева, который внешне напоминает американского актера Юла Бриннера, тоже прославившегося в вестернах. Советником Гамзы служит местный лама Гулваа, в роли которого снялся Буда Вампилов.

Все герои обманывают друг друга, преследуя свои цели, и Абдаю приходится импровизировать, с чем он успешно справляется. В фильме будет свадьба, перестрелка, похороны, а в конце главный герой сядет на коня, скажет жене: "Я скоро вернусь" и уедет, вероятно, еще на несколько лет, если вообще уцелеет.

Кадр из фильма "Последний угон". А Мэдэгма опять осталась ждать.
Кадр из фильма "Последний угон". А Мэдэгма опять осталась ждать.

Интересно показано какую большую роль в жизни бурят играют народные обычаи. С ними считаются все персонажи, даже когда это мешает их планам. Красноармеец Абдай, помощник командира, перед едой бросает часть пищи духам, еще и не разыгрывая из себя торговца китайским фарфором.

В картине очень оригинально звучит музыка Евгения Крылатова в исполнении оркестра народных бурятских инструментов.

В остальных ролях: Лариса Егорова (Мэдэгма, невеста Абдая), Дагба Дондуков (Балбай, ее отец), Гомбожаб Цыдынжапов (Жонды, дядя Абдая), Дашидондон Жалсараев (Ерошка), Геннадий Данзанов (Сэпэл), Владимир Маренков (Алексей, командир отряда) и другие актеры.

"Годен к нестроевой" 1968 г.

Идет Великая Отечественная война. Перед взводом связистов 346-го полка 192-ой мотострелковой дивизии стоят большие задачи, поэтому командир, старшина Качура, озабочен качеством пополнения. По слухам дают трех человек, хорошо бы - поздоровее. Надежды старшины рассыпаются в прах, когда ему протягивает документ о назначении на место службы подошедший белокурый солдатик с детским лицом.

Кадр из фильма "Годен к нестроевой". Старшина Качура (Михаил Пуговкин) и его пополнение - рядовой Данилин (Виктор Перевалов).
Кадр из фильма "Годен к нестроевой". Старшина Качура (Михаил Пуговкин) и его пополнение - рядовой Данилин (Виктор Перевалов).

Володя Данилин, паренек неполных восемнадцати лет, до войны учившийся играть на виолончели, с точки зрения связистов - настоящая подстава. Ни силенок, ни полезных умений, к тому же он еще и близорук. Это вызывает у старшины, да и у многих бойцов, несправедливую предвзятость.

Новенького отправляют в ездовые, а конь, приписанный к взводу связи - настоящее наказание. Его и пара здоровых бойцов с трудом запрягает. Недаром кличка у жеребца - Бес. В общем Володя с Бесом составляют пару из поговорки: "черт с младенцем". Мучения Данилина вызывают нездоровый смех однополчан, но зато - сочувствие со стороны старшины разведроты Лены Королевой.

Вскоре Бес, напуганный взрывом, бросается на минное поле и погибает, но у старшины всегда Данилин виноват. Качура, в сердцах, требует, чтобы Володя откуда угодно добыл нового коня, или он пойдет под трибунал. Ездовой, приняв его слова всерьез, отправляется через линию фронта, в местечко где, по слухам, немцы держат лошадей.

На его счастье густой молочный туман окутывает окрестности и в табун удается пробраться незамеченным. Неизвестно как Володя, не обладающий навыками ковбоя, ловил бы коня, но тут к нему подошли со спины и ткнули мордой. Данилин не поверил своему счастью: дружелюбный белый четвероногий красавец сам выбрал его и едва не сказал: "Пошли".

Кадр из фильма "Годен к нестроевой". Они нашли друг друга.
Кадр из фильма "Годен к нестроевой". Они нашли друг друга.

Помимо любви к животным, фильм очень тонко затрагивает тему различия приоритетов в разных слоях общества. Интеллигентный Данилин, для бойцов, набранных, в основном, из крестьян и рабочих - не человек, а недоразумение. И то, что виолончелист не только на редкость добр, но и настойчив, самоотвержен, обладает силой воли, не сразу заметно для грубоватых солдат.

Это вызывает ряд положений, когда новичка высмеивают и даже несправедливо наказывают, когда уже и награждать впору. А причина недооценки - разница в манерах и речи. Поистине немецкий конь Федя (кличка произведенная от das Pferd - конь) гораздо лучше разбирается в людях, чем соратники Данилина.

Кадр из фильма "Годен к нестроевой". Настоящие друзья.
Кадр из фильма "Годен к нестроевой". Настоящие друзья.

Впрочем, в целом, фильм светлый и душевный с некоторой ноткой грусти. Сценарист - известный писатель Эфраим Севела. Кадры хроники гармонично вписываются в черно-белый видеоряд и звучит песня:

В огонь и кровь заката жаркого

За шагом шаг мы на запад идем.

Все дальше город наш с задумчивыми парками,

А ты - любовь моя, все ближе с каждым днем...

Замечательным музыкальным моментом можно считать исполнение лезгинки разведчиком-грузином, буквально - до упаду. В этой короткой, но эффектной роли Кахи Кавсадзе - Черный Абдулла из "Белого солнца пустыни". В ходе эпизода еще и выяснится, что Федя - цирковая лошадь, умеющая танцевать.

В ролях: Виктор Перевалов (Володя Данилин), Михаил Пуговкин (старшина Качура), Борис Гитин (Павел Фомин), Алексей Чернов (Иван Павлович Самохин), Любовь Румянцева (Лена Королева) и другие.

Надеюсь, что и любителям военных фильмов и тем, кто неравнодушен к животным, понравятся предложенные мной к просмотру картины. Предыдущий кинообзор по теме: "Господа офицеры и просто мужики": 3 забытых советских фильма о гражданской войне".

-13