Здравствуйте читатели! Сегодня речь пойдет о таких незаметных участниках боевых действий, как лошади. На протяжении сотен лет война, в общем, выглядела как у Лермонтова: "Смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой".
Советский кинематограф отдал дань благодарности нашим четвероногим соратникам в ряде фильмов, некоторые из которых я сегодня предлагаю вспомнить.
"Любушка" 1961 г.
Итак, громыхала гражданская война. Под залпы орудий и треск выстрелов отступала мимо деревни одна из многочисленных в то время банд. Крестьяне, наученные горьким опытом, прятали все ценное, особенно уцелевших лошадей, а Семку, сына Никиты Лыкова, как назло, накануне понесло покупать гвозди. Верхом на единственном жеребце.
Никита, справедливо рассудив, что бандиты могут перехватить мальца и отобрать у него коня, бросился навстречу, но опоздал. На опустевшей дороге он обнаружил плачущего Семку и худую, с торчащими ребрами, чесоточную кобылу в насмешку данную ему в обмен.
Жена Никиты Настасья обозвала лошадь "шкилетом", но посоветовала сводить к ветеринару, а тот, после осмотра, сказал, что Лыковым привалило счастье. Заморенная коняга оказалась кобылой Любушкой орловской породы, бывшей собственностью конезаводчика Бурмина. Вылечить, откормить и можно начинать гордиться: лошадь силы и скорости необыкновенной.
Пошел Никита с Любушкой и портретом, написанным во времена ее славы и сохранившимся у ветеринара, домой: создавать достойные условия. Для начала - окна в конюшне вставлять.
Большая часть фильма, являющегося экранизацией повести Петра Ширяева "Внук Тальони", посвящена кипению страстей и интриг вокруг представительницы благородных орловских рысаков, а потом и ее сына, внука не менее известного жеребца-метиса Тальони.
Недаром писал Лесков, что у русских есть две страсти: курский соловей и орловский рысак. Лошадники, посещающие Московский ипподром, где когда-то выезжал Любушку наездник Олимп Лутошкин, конечно, заметили революцию, многих она и разорила, но страсть к благородным животным из их сердца не вытравила.
Некоторые на этом делают деньги, но большинство, как сам Лутошкин, старший конюх Филипп, генерал и Аристарх Бурмин просто жить не могут без ипподрома и лошадей.
К сожалению, социальные потрясения касаются не только людей. Любушка погибла, не дожив отпущенных ей природой лет. Однако, картина не акцентируется на печальных событиях. Можно сказать, что в ней много и от комедийного жанра, а также замечательные афористичные разговоры. Лутошкин: "Что же это у тебя папиросы такие сырые?" - Буфетчик: " Нарпит! А у МЕНЯ сырых не было."; Александр Иванович: "Сколько ж честных людей развелось - жить невозможно".
Очень интересно музыкальное сопровождение. Почти все дореволюционные события сопровождает матчиш, мотив известный по песенке "По улице ходила большая крокодила...", а в музыкальный фон действия, разворачивающегося в советские годы, вплетается "Марш Буденного" ("Мы - красные кавалеристы и про нас...).
Надо сказать, что в этой картине и положительные, и отрицательные герои - живые и яркие. Этим она обязана прекрасно прописанным в первоисточнике образам и великолепным актерам, на которых фильму повезло.
Говорить об этом можно много, но лучше смотреть. Поэтому отмечу только две роли: Владимира Заманского, играющего зарвавшегося председателя сельсовета по прозвищу "Николай III" и Сергея Ромоданова - конезаводчика Бурмина, который даже любовниц и наездников выбирает по экстерьеру и родословной.
В фильме также снимались: Евгений Шутов, всегда органично играющий мужиков (Никита Лукич Лыков), Олег Ефремов (наездник Олимп Лутошкин, в просторечии Алим Иваныч), Евгений Евстигнеев (Филипп, старший конюх-пьяница), Лаврентий Масоха (Груздев), Леонид Куравлев (Александр Иванович), Настасья Лыкова (Валентина Владимирова) и еще много известных лиц даже в эпизодах.
"Последний угон" 1968 г.
Бурятия 1918 г. Шел красноармейский отряд по берегу, шел издалека, на соединение с основными силами к монгольской границе. Кони вымотались за пять дней пути, бойцы устали. Остановились отдыхать на Святой горе, где их поджидали местные конокрады, незаметно тащившиеся в хвосте отряда. Еще бы! Табун в триста голов.
Похитители работали на богача Гамзу, продающего лошадей за границу. Тарва, самый старший и опытный, считал, что табун надо угонять ниже, в долине: здесь неудобно - лес, скалы, пропасти. Но заносчивый Сэпэл настоял на своем: а вдруг красные больше не будут останавливаться?
При ночной попытке угона, направляемые то конокрадами, то пытающимися отбить табун красноармейцами, кони сорвались в пропасть. Осталось всего с десяток.
Среди бойцов отряда был Абдай, бывший пастух Гамзы. Когда-то он угнал лошадей у хозяина, бежал, сидел тюрьме, где познакомился со своим нынешним командиром Алексеем, вступил в Красную Армию, а теперь, волей случая, очутился у родного улуса, где все еще ждет его невеста.
Заняв у одного из знакомых земляков праздничный халат, Абдай приезжает к Гамзе, выдавая себя за состоятельного человека, якобы мириться и свататься. Жениться он, действительно, не прочь, но главная забота - угнать коней.
Этот типичный истерн с оригинальным бурятским колоритом можно считать, более чем наполовину, творением одного человека - советского киноактера и кинорежиссера Бараса Халзанова. Он выступает здесь в качестве режиссера-постановщика, второго сценариста и главного героя.
Антагонистом Абдая является нойон Гамза в исполнении Асанбека Умуралиева, который внешне напоминает американского актера Юла Бриннера, тоже прославившегося в вестернах. Советником Гамзы служит местный лама Гулваа, в роли которого снялся Буда Вампилов.
Все герои обманывают друг друга, преследуя свои цели, и Абдаю приходится импровизировать, с чем он успешно справляется. В фильме будет свадьба, перестрелка, похороны, а в конце главный герой сядет на коня, скажет жене: "Я скоро вернусь" и уедет, вероятно, еще на несколько лет, если вообще уцелеет.
Интересно показано какую большую роль в жизни бурят играют народные обычаи. С ними считаются все персонажи, даже когда это мешает их планам. Красноармеец Абдай, помощник командира, перед едой бросает часть пищи духам, еще и не разыгрывая из себя торговца китайским фарфором.
В картине очень оригинально звучит музыка Евгения Крылатова в исполнении оркестра народных бурятских инструментов.
В остальных ролях: Лариса Егорова (Мэдэгма, невеста Абдая), Дагба Дондуков (Балбай, ее отец), Гомбожаб Цыдынжапов (Жонды, дядя Абдая), Дашидондон Жалсараев (Ерошка), Геннадий Данзанов (Сэпэл), Владимир Маренков (Алексей, командир отряда) и другие актеры.
"Годен к нестроевой" 1968 г.
Идет Великая Отечественная война. Перед взводом связистов 346-го полка 192-ой мотострелковой дивизии стоят большие задачи, поэтому командир, старшина Качура, озабочен качеством пополнения. По слухам дают трех человек, хорошо бы - поздоровее. Надежды старшины рассыпаются в прах, когда ему протягивает документ о назначении на место службы подошедший белокурый солдатик с детским лицом.
Володя Данилин, паренек неполных восемнадцати лет, до войны учившийся играть на виолончели, с точки зрения связистов - настоящая подстава. Ни силенок, ни полезных умений, к тому же он еще и близорук. Это вызывает у старшины, да и у многих бойцов, несправедливую предвзятость.
Новенького отправляют в ездовые, а конь, приписанный к взводу связи - настоящее наказание. Его и пара здоровых бойцов с трудом запрягает. Недаром кличка у жеребца - Бес. В общем Володя с Бесом составляют пару из поговорки: "черт с младенцем". Мучения Данилина вызывают нездоровый смех однополчан, но зато - сочувствие со стороны старшины разведроты Лены Королевой.
Вскоре Бес, напуганный взрывом, бросается на минное поле и погибает, но у старшины всегда Данилин виноват. Качура, в сердцах, требует, чтобы Володя откуда угодно добыл нового коня, или он пойдет под трибунал. Ездовой, приняв его слова всерьез, отправляется через линию фронта, в местечко где, по слухам, немцы держат лошадей.
На его счастье густой молочный туман окутывает окрестности и в табун удается пробраться незамеченным. Неизвестно как Володя, не обладающий навыками ковбоя, ловил бы коня, но тут к нему подошли со спины и ткнули мордой. Данилин не поверил своему счастью: дружелюбный белый четвероногий красавец сам выбрал его и едва не сказал: "Пошли".
Помимо любви к животным, фильм очень тонко затрагивает тему различия приоритетов в разных слоях общества. Интеллигентный Данилин, для бойцов, набранных, в основном, из крестьян и рабочих - не человек, а недоразумение. И то, что виолончелист не только на редкость добр, но и настойчив, самоотвержен, обладает силой воли, не сразу заметно для грубоватых солдат.
Это вызывает ряд положений, когда новичка высмеивают и даже несправедливо наказывают, когда уже и награждать впору. А причина недооценки - разница в манерах и речи. Поистине немецкий конь Федя (кличка произведенная от das Pferd - конь) гораздо лучше разбирается в людях, чем соратники Данилина.
Впрочем, в целом, фильм светлый и душевный с некоторой ноткой грусти. Сценарист - известный писатель Эфраим Севела. Кадры хроники гармонично вписываются в черно-белый видеоряд и звучит песня:
В огонь и кровь заката жаркого
За шагом шаг мы на запад идем.
Все дальше город наш с задумчивыми парками,
А ты - любовь моя, все ближе с каждым днем...
Замечательным музыкальным моментом можно считать исполнение лезгинки разведчиком-грузином, буквально - до упаду. В этой короткой, но эффектной роли Кахи Кавсадзе - Черный Абдулла из "Белого солнца пустыни". В ходе эпизода еще и выяснится, что Федя - цирковая лошадь, умеющая танцевать.
В ролях: Виктор Перевалов (Володя Данилин), Михаил Пуговкин (старшина Качура), Борис Гитин (Павел Фомин), Алексей Чернов (Иван Павлович Самохин), Любовь Румянцева (Лена Королева) и другие.
Надеюсь, что и любителям военных фильмов и тем, кто неравнодушен к животным, понравятся предложенные мной к просмотру картины. Предыдущий кинообзор по теме: "Господа офицеры и просто мужики": 3 забытых советских фильма о гражданской войне".