Найти тему

100 фотографов. Гарри Виногранд

Проект #100фотографов затормозился на биографии загадочного Гарри Виногранда. Конечно, в списке достаточно неоднозначных биографий, но для меня папа стрит-фото - лидер. Самая загадочная загадка - его архив.

Казалось бы, ну, оставил фотограф после себя кадры, которые никто не видел. Так и полароиды Ньютона при его жизни не печатались. Не афишировал он их, ибо там совсем другой Хельмут Ньютон.

Но Виногранд во-первых, оставил просто невероятно много - порядка 300 000 кадров. Для эпохи цифрового фото, это цифра - ни о чем. Так, архив свадебного фотографа средней руки за сезон. Для плёночной, когда не снимали, как из пулемета - тысячи отснятых пленок - это нереально много. Честно, сама когда начала снимать на пленку, вдруг обнаружила, что сделать тысячу кадров на цифру проще, чем отснять катушку в 24. Пленка дисциплинирует. Но, полагаю, это субьективное мнение.

Во-вторых, и тут начинается самое интересное, часть архива - даже не проявленные пленки. И только совсем немного - пленки, с которых сделаны контактные отпечатки.

Виногранд призывал фотографов быть своими самыми серьезными критиками. И с такой позиции, видимо, подходил и к собственной работе. Впрочем, история с отбором кадров у папы стрита весьма неоднозначная.

Он не любил выбирать, считая, что на этапе отбора и систематизации появляется возможность манипулирования правдой.

Тут стоит рассказать о времени, в которое жил Гарри. Снимать он начал в конце 40-х-начале 50-х, пройдя курс фотожурналистики у легендарного Бродовича. Это было послевоенное время, расцвет общества потребления, сексуальная революция и холодная война. И все это Виногранд снимал через призму повседневной жизни улиц.

Отличительной чертой той эпохи было и то, что в журналах печатали фоторепортажи и фотоотчёты. Поэтому их снимали все: и маститые профи и только-только взявшие камеру в руки. Однако к этой работе Виногранд относился именно как к работе. Только деньги и ничего личного. Личное было на улицах Нью-Йорка.

-2

Собственно Виногранд стал первым, кто так снимал “улицу”. Открыто, улыбаясь объекту съёмки, не пряча камеру. Снимал обычную жизнь обычных американцев, ища в банальных сюжетах энергетику, эмоции. Искал и находил.

В 1955 году Эдвард Стейхен включил две работы Виногранда в экспозицию «Род человеческий». А настоящая слава пришла к фотографу в 1967 году после участия в выставке «Новые документы» в Нью-Йоркском музее современного искусства. Кроме Виногранда, в выставке был показаны работы Дианы Арбус и Ли Фридлендера.

После Карибского кризиса, который почти совпал с кризисом личным - Гарри развелся с женой, он разочаровался в СМИ и политиках, вышел из всех фотосообществ и “завязал” с фотожурналистикой. Есть мнение, что именно тогда Виногранд начал безудержно снимать и снимать, пытаясь до ядерного апокалипсиса записать портрет эпохи. Сохранить жизнь хотя бы на пленке. Даже не так - сохранить правду жизни. Но что есть правда? Не теряется ли она если два кадра поставлены вместе сознательно, и смысл каждого изменяется под воздействием соседа?

-3

В общем, такую ответственность, видимо, Виногранд на себя брать не хотел и поэтому на выставки просто приносил ворох пленок. Отбирайте, мол.

Как пример, проект - поездка по Америке, 550 катушек плёнки (примерно 20 тысяч кадров), 1000 рабочих отпечатков, из них 50 попали на выставки или были использованы в публикациях. Всё.

-4

Более того три из четырех его прижизненных книг составлены куратором Нью-Йорского музея современного искусства Джоном Зарковским и другом Виногранда Тодом Пападжорджем. Единственная составленная самим автором “Women Are Beautiful” (Женщины прекрасны) - провалилась. Впрочем, это и неудивительно. Женская красота на этих кадрах отличается от общепринятых стандартов той эпохи. Это, скорее, красота хищниц. В снимках сквозит ирония. Так же воспринимается, на мой взгляд, и название альбома.

“… это чертовски сложно фотографировать что-то красивое. Фотография должна быть более интересной, или более красивой, чем то, что было сфотографировано.

Гарри так и не смог пережить развод. Считается, что “Женщины прекрасны" - это мужской взгляд на женскую эмансипацию, когда сексуальная революция из тихой и кроткой домохозяйки сделала уверенную в себе личность.

Кроме ироничного отношения к женщинам, отличительной чертой фотографа была “неправильная” композиция. Точнее, не классическая, художественная. Вдохновляясь Картье Брессоном, Уолкером Эвансом, Виногранд все равно снимал по своему и свое. Его работы - это портрет Америки 50-х - 70-х. Хотя критики отмечают, что в 70-е Гарри был уже не тот и “подсдулся”.

-5

У Виногранда вышло четыре прижизненные книги

«The Animals» 1969

«Women Are Beautiful» 1975

«Public Relation» 1977

«Stock Photographs» 1980

-6

Умер фотограф в 1984 году в возрасте 56-ти лет от рака. А после себя оставил 300 000 кадров, некоторые из которых напечатали и даже показали на выставке. Но, говорят, не зашли они ни публике, ни критикам.

#репортажнаясъемка #репортажнаяфотография

#америка #фотография #стритфото