Выбор подержанной машины - занятие, с одной стороны крайне увлекательное, а с другой - чреватое достаточно неприятными последствиями. Особенно для тех, кто ищет свою жемчужину в куче навоза первый раз, при этом в автомобилях особо не разбирается. Рынок есть рынок: один хочет подороже продать, другой - подешевле купить. Продавцы порой жульничают столь профессионально и талантливо, что умные маркетологи из дилерских центров нервно курят в сторонке со своими научными подходами. И главная задача покупателя на такое жульничество не попасться. Одно дело когда шустрый продавец на рынке продал вам пакет гнилых помидоров, слегка замаскировав их годными плодами. Обидно, но не смертельно. Совсем другой случай, когда купленный за большие деньги не новый автомобиль начинает на глазах гнить или разваливаться на ходу. Еще и с документами на покупку могут быть настоящие чудеса, грозящие незадачливому покупателю огромными проблемами при регистрации приобретения. Но об этом в другой раз. Сегодня о жуликах технических и методах борьбы с ними.
Самый лучший способ оценить техническое состояние автомобиля - серьезная инструментальная диагностика. Многие считают это пустой тратой времени и, главное, денег. Да, удовольствие это не самое дешевое. Но только так можно узнать всю подноготную понравившегося авто. На глаз многие дефекты определить крайне сложно, а порой просто невозможно. Да и где найти специалистов, которые знают про автомобиль все и одинаково профессионально могут оценить состояние различных агрегатов и систем. Если сам покупатель не великий специалист по автомобилям, помощь опытного товарища будет очень полезной. Грамотный спец поможет найти многие, лежащие на поверхности, дефекты, на которые обычный человек и внимания бы не обратил. И, что очень важно, он сможет подсказать, какие агрегаты стоит продиагностировать более серьезно. А что вообще стоит проверять в подержанном авто с помощью диагностического оборудования?
В первую очередь это кузов - самая дорогая составляющая часть автомобиля, но при этом относительно простая для диагностики. Именно здесь важнее не сложное оборудование, а опыт специалиста. Толщину лакокрасочного покрытия с помощью доступного приборчика сможет проверить почти каждый. Но надо знать где проверять и куда еще смотреть. Профессионал найдет следы былых аварий и ремонтов, оценит качество восстановления кузова и даст оценку его общего состояния. Ведь то, что выдается продавцом как последствия небольшой аварии, на деле может оказаться как в самом деле отдельной подкрашенной деталью, так и попыткой скрыть следы серьезного ДТП с повреждением силовой структуры кузова. Пара безобидных точек ржавчины это последствия ударов камешками на дороге? Или халтурного ремонта гнилой машины? Кузов нужно оценивать особо внимательно ведь его восстановление обойдется в круглую сумму, а порой и просто окажется невозможным.
Далее проверяем двигатель. На глаз и на слух модно определить наличие течей, оценить отсутствие посторонних шумов, проверить цвет выхлопа, увидеть некоторые следы ремонта. С помощью инструментальной диагностики можно проверить давление в масляной системе, оценить состояние рабочей поверхности цилиндров, продиагностировать систему управления двигателем и узнать много других интересных и полезных деталей о моторе. Для дизельных двигателей важно проверить систему питания - ее возможный ремонт дешевым точно не будет. У моторов с наддувом обязательная программа - диагностика турбокомпрессора.
Идем дальше и переходим к следующему сложному и дорогому агрегату - коробке передач. С механикой все относительно просто: сцепление работает, передачи переключаются без усилий и хруста, шума нет - значит все более-менее в порядке. Хотя и здесь есть свои подводные камни. А вот сложные гидромеханические агрегаты, а тем более вариаторы или преселективные роботы с двумя сцеплениями, которые не славятся большим ресурсом, диагностировать нужно обязательно. И очень тщательно. Выход из строя автоматической трансмиссии не только обидная неприятность, но и огромная дыра в бюджете. Ремонт или замена этих агрегатов очень дороги.
Нужно ли проверять подвеску у потенциальной покупки? Очень желательно, а для дорогих машин, оснащенных пневматическими пружинами, регулируемыми амортизаторами и другими техническими чудесами - обязательно. Порой и привычная по конструкции, вроде бы простая, подвеска некоторых моделей может удивить стоимостью запасных частей. Для бюджетного авто достаточно тестовой поездки, желательно по не самой ровной дороге, и осмотра на подъемнике. Специалист многое увидит, услышит и почувствует. А вот сложные подвески машин высокого класса стоит проверить на специальных стендах Стоимость даже самой глубокой диагностики покажется сущими копейками на фоне возможного ремонта.
Электрика и электроника тоже требуют особого внимания. Современные авто насыщены различными умными системами, их электропроводка становится все более сложной. Те же мультиплексные шины с дорогих авто постепенно перебираются на машины более доступные. Не хотите получить сложный плавающий дефект, когда при включении какого-то потребителя все подряд начинает светить и мигать? Нет желания узнать, что из восьми подушек безопасности исправны только три? А каково будет понять, что антиблокировочная система тормозов или система стабилизации последний раз работали пару лет назад? Чтобы этого не случилось, без специальных диагностических приборов и опытного профессионала никак не обойтись.
Профессиональная диагностика не самое дешевое удовольствие. Но только так вы сможете глубоко оценить техническое состояние понравившегося вам авто и принять правильное решение: покупать, отказаться от приобретения или, опираясь на полученные данные, попытаться снизить цену, сберегая средства для необходимого ремонта. Помните, скупой платит дважды.
Удачной вам покупки!