Когда мы говорим о жанре фантастики в литературе, то понимаем, что это довольно расплывчатое понятие, ведь элементы фантастического антуража можно встретить и во вполне реалистичных произведениях. Но если взять типичную фантастику, то в ней выделяют два значительных направления – научная фантастика и фэнтези.
При этом, конечно, «научную» фантастику также можно разделить на большое количество поджанров, например, космическая фантастика, твердая НФ и т.п. Фэнтези включает в себя не меньше разновидностей.
Для удобства принято считать, что жанр фантастика – это все книги, в которых доминирует околонаучное объяснение происходящего, а фэнтези содержит в себе элементы сказочного произведения – магия, волшебные миры, сказочные существа и т.п. Обычно такие произведения характеризуют таким словосочетанием - «меч и магия».
Зарождение жанра фэнтези за рубежом часто связывают с популярностью произведений английского писателя Джона Р. Р. Толкина из цикла «Властелин Колец». Конечно, и задолго до Толкина писатели обращались к фэнтези, например, серия книг Р. Говарда о легендарном варваре Конане, книги Р. Берроуза о Тарзане, однако именно успех «Властелина Колец» определил развитие этого направления в литературе.
По большому счету к фэнтези можно отнести и многочисленные средневековые романы о рыцарях, о короле Артуре и других известных личностей из фольклора и легенд разных стран, ведь в этих книгах присутствуют практически все элементы знакомого нам классического фэнтези.
В России расцвет популярности западного фэнтези пришелся на период после распада СССР, когда стали массово публиковаться произведения зарубежных писателей, таких как Д. Мартин, С. Кинг, Р. Джордан Л. Спрег де Камп и многих других.
Естественно, многие наши авторы начали также обращаться к жанру фэнтези, создавая свои фэнтезийные миры меча и магии. При этом некоторые писатели начали использовать в основе славянские элементы, фольклорных персонажей, реальных личностей, вплетая в русло истории фэнтезийные атрибуты.
Так кого же можно назвать родоначальником русского славянского фэнтези?
В 90-е годы выходила известная серия книг «Русское fantasy», в рамках которой читатели познакомились с большим количеством писателей, многие из которых стали знаменитыми, а многих никто уже и не вспомнит. Именно в этой серии вышел, пожалуй, самый известный российский фэнтезийный роман «Волкодав» Марии Семеновой, впоследствии дополненный несколькими продолжениями.
«Волкодава» ждал оглушительный успех и целая армия фанатов, которые до сих пор готовы носить автора на руках и бросаться в бой, размахивая деревянным мечом, с кличем «за Волкодава!» Многие критики и читатели считают именно роман «Волкодав» родоначальником славянского фэнтези.
Мария Семенова - не просто писатель-фантаст, она большой специалист по истории древних славян, автор научно-популярных книг на эту тему. В мире Волкодава Семенова создала не просто очередные как под копирку фэнтезийные страны, путешествия, героев. Автор широко использовала мощную историко-культурную базу, описывая различные племена с их традициями, историей, бытом и нравами.
Мария Семенова смогла вдохнуть настоящую жизнь в свою книгу, создав по-настоящему увлекательное произведение, написанное образным богатым языком, наполненное смыслом и глубокими вопросами, заставляющим читателей задуматься.
Популярность «Волкодава» затмила многие другие произведения в русле славянского фэнтези. Кто сейчас вспомнит «Владигора» Леонида Бутякова? А ведь это также вполне самобытное славянское фэнтези, которым в юности многие зачитывались, включая и автора этих строк.
Также нельзя не вспомнить знаменитую трилогию Михаила Успенского о богатыре Жихаре, вышедшую примерно в то же время.
Однако лавры первооткрывателя славянского фэнтези все же принадлежат другому популярному автору – Юрию Никитину, который в 1993 году, за пару лет до «Волкодава», «Жихаря» и «Владигора» опубликовал культовый роман «Трое из леса».
Книга об эпических приключениях трех жителей дремучего племени невров, вышедших из леса в большой мир, вскоре превратилась в целую серию, обеспечив автору заслуженное место на золотой полке отечественного фэнтези.
Это не значит, что русское славянское фэнтези родилось только в начале 90-х годов 20 века. Если разобраться, то прямое отношение к славянскому фэнтези имеет и Александр Пушкин с поэмой «Руслан и Людмила», Николай Гоголь с циклом рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Однако если взять за основу «стандарты» современности, можно признать отцом-основателем именно Юрия Никитина.
Спасибо за прочтение! Ставьте лайки, подписывайтесь и высказывайте свое мнение!