Недавно я опубликовала отрывок из архивного интервью с Арменом Джигарханяном. Я встречалась с ним несколько раз, было это лет десять назад. Это было не просто интервью, а, скорее, философская беседа для рубрики "мастер-класс" в журнале "Кампус", в котором я работала. Разумеется, такие встречи остаются в памяти навсегда. Так как моя публикация вызвала интерес у читателей, публикую еще один отрывок:)
«Падающего толкни»
У Ницше есть гениальная и страшная фраза: «Падающего толкни». Пытаясь разобраться в ней, я всегда задавал себе вопрос: кто же решит, что это - падающий? Кто возьмет на себя этот риск? А может он не падающий? Может, его можно еще вытащить?
Допустим, у меня болит зуб, я измучен и прошу врача: «Вырывайте его, не могу больше терпеть». Хороший врач всегда скажет: «Подожди, мы еще можем его спасти, мы постараемся вылечить». Значит, так в жизни тоже у нас происходит? Вот тебе и гениальное изречение.
Они видоизменяются, но не очень серьезно
Жизнь не стоит на месте - она всегда вносит свои поправки во все, что происходит вокруг. Есть жизнь, есть смерть, есть любовь, есть предательство. Они видоизменяются, но не очень серьезно. «Ромео и Джульетта» – это для кого? Для людей и про людей. А «Отелло»? Это – вечная тема. Потому что расовая проблема существовала и будет существовать, пока три человека живут на свете. Мой учитель всегда говорил: «Как мы появляемся на свет? Каким способом? Проходим один и тот же путь: девять месяцев ждем, потом рождаемся. Человечество за эти годы что-нибудь другое придумало? Пока нет». В этом и заключается правда всей нашей жизни.
Магическое «Если бы»
У меня очень хорошая профессия. Я могу и выплакать, и выстрадать, и подумать – особенно, когда мы играем великую драматургию. В роли ведь важна не сама роль - важна проблема, важна боль. И если у меня эта боль существует, я сыграю любую роль. В свое время меня научили понятию «спроси организм». Если, к примеру, ты кушаешь горчицу, а у тебя от нее начинает болеть живот, ты говоришь себе: «О, у меня здесь заболело», и тогда, значит, тебе это больше кушать не надо. Так и тут. Как сказал в свое время Ромэн Роллан: "Любой актёр, играющий Гамлета, хоть на капельку должен быть Гамлетом". Магическое «если бы». Если бы я оказался в той же ситуации, что Гамлет или Отелло, как бы я себя повел? Что бы я сделал? Это трудновато, потому что устают нервы, и голова тоже устает. Но если я играю Отелло, я хочу хотя бы немножко задушить эту Дездемону. А если у меня не ёкает сердце по отношению к этой Джульетте, то тогда лучше вообще не играть.