Кот-Баюн о хоровом искусстве.
Письмо первое.
Эту сказочку-сказанье,
Бабушкино предсказанье,
Деда вещие слова,
Протоколы мудреца,
Сей блокбастер посвященных,
Не давя на острый ум,
Вам поведает слов мастер –
Летописец Кот-Баюн…
Это письмо не ставит своей целью момент просвещения и без того опытных руководителей хоровых коллективов. Однако, пришло время поговорить о злободневном. Все что будет сказано ниже – все это,лишь мысли одного «Котика», который не хочет больше молчать.
Мне кажется, что мы несколько потерялись в своих размышлениях о хоровом предназначении искусства. Вы скажете почему? Ведь мы так много учимся, совершенствуемся и т.д. И все же возникает много серьезных вопросов. И первое: на правильном ли мы пути?..В нужном направлении ли мы движемся? Что ищем и зачем на самом деле? И вот теперь из моих уст (возможно для большинства) польется немного критики. Согласны? В любом случае, если вы читаете сие послание, уж дослушайте его до конца.
Хоровой жанр. Все мы думаем, что знаем, как он возникал и в то же время у нас всегда расходятся мнения по поводу церковной и светской традиции. Важно ли это? На первый взгляд это кажется второстепенным, но…
Мне кажется, мы немного забыли об основном предназначении хорового пения. Большинство из нас знакомо со статьей Св.Иоанна Златоуста о предназначении хорового пения. Что же происходит сегодня и какую связь можно установить между историческими событиями и событиями сегодняшнего дня?
Несколько лет назад, когда происходило переосмысление многих вещей как в политике, так и в сознании людей, меня искренне радовало то, что хоровой жанр хранит свои традиции и остается, подобно религии, нетронутым. Но затем, постепенно все стало стремительно меняться. И сейчас, я думаю, многие из нас узнают об этих переменах на примере собственного анализа.
Если в 90-годы, когда был открыт пласт духовной музыки все или практически все, изголодавшись по хорошей музыке буквально нырнули в эту стихию неизведанного, но после произошли резкие нежелательные трансформации этого движения, а точнее его направления. Что случилось? Сбился вектор?
Начальные поиски в области духовной музыки хоть и принесли значительные открытия, но все же, на мой взгляд, не привели к главному. Подобно М.И.Глинке, кучкистам, Московской школе и многим другим композиторам мы не стали изучать ее глубинно, вникая в самые святая святых. Нет. Многие поступили проще. По-прежнему, на Рождественских концертах можно было слышать Пасхальные песнопения, а то и песнопения Страстной седмицы. Все также мы продолжаем исполнять песнопения Евхаристического канона в концертном исполнении...Разве это плохо говорят многие из нас?. А разве это хорошо? Вы пришли на день рождения к Спасителю и поздравляете его песнопением о страданиях или посвященным какому-либо святому, даже если он всеми любим. Вдумайтесь только. Вы стоите перед Христом, а поздравляете другого человека…
Вы скажете, а я и вовсе игнорирую духовную музыку. Это ровным счетом ничего не меняет. Как две параллельные линии, подобно отношениям между братом и сестрой, развиваются обе традиции. Одна дополняет другую, не больше не меньше. Разве можно себе представить храмовый знаменный распев, а после, дома дешевый вариант эстрадной песенки или т.п.? Но ведь то что кажется абсурдным мы можем лицезреть сейчас да еще в каком объеме.
Когда смещается вектор, всегда нужно ждать и последствий. А вот они уже посерьезнее будут. Все началось с конкурсов. Да, простых хоровых конкурсов. Вы скажете, так что же здесь плохого? А я отвечу: не спешите и выслушайте до конца. Почему хоровики буквально хлынули на европейскую и мировую хоровую арену? Ответ проще простого. Каждый решил зарабатывать как может. Что такое лауреатство? Это поощрение на работе, прибавка к жалованию и конечно же процесс самоутверждения. И не важно какого рода этот конкурс. Когда же многие поняли, что на этом можно зарабатывать еще больше, тогда эта форма начала свой путь «процветания». И здесь, многие скажут, что каждый зарабатывает как умеет, кто же вам мешает. И вот здесь нужно приостановиться и подумать, во имя чего или кого я все это делаю, что ждет меня в конце пути и с чем я предстану перед высшим судом.
Конкурсы, сами по себе стали трансформировать нашу внутреннюю культуру, в особенности-репертуар. Здесь мне хочется разрыдаться, а иногда и пошипеть. Загляните в свой репертуарный список и подумайте, что в нем есть истинного, настоящего? За что вам не было бы стыдно ни в какой ситуации.
Хоровая музыка стала очередной формой развлечения. И здесь оказались все методы хороши – танцы, хлопки, притопы и т.д. Духовная музыка стала западной, с обилием эффектов, поиском кластерного звучания, "наворотов", напоминающих хоровую оргию. П.Чесноков стал всего лишь «хоровой попсой», Г.Свиридов исполняется всем кому не лень, но не это главное, главное как исполняется и каким отношением... Все это приводит к полному исполнительскому произволу. Почти вся наша огромная культура стала вытесняться западной, чуждой нам как по замыслу, так и по традиции исполнения.
Наши обработки народных песен лишь по названию узнаваемы. А в основе – джаз, американские штучки, эффекты и никакой глубины. Сплошные хроматизмы и чем больше, тем лучше и непонятнее. Вспомним Златоуста? Там где пчелы, там и мед… Мы же, подобно мухам, ищем «прелести» в других местах и не стесняемся этого. Мы подобно пылесосам засасываем все, что нам предлагается, лишь бы краткосрочный эффект был более значимым.
Каковы последствия? Думаю,каждый при желании,способен их оценить самостоятельно. Если ты поглощен стихией, выбраться из нее будет не просто.
Мы виним государство что оно нас не поддерживает, но мы забываем историю. И.Бах жил впроголоть, но все свои сочинения посвящал Богу, также поступали и большинство русских великих мастеров, живя в постоянной борьбе, прежде всего за чистоту нашего жанра, за его глубочайшие традиции. Наверное, С.В.Рахманинову, А.Кастальскому, В.Калинникову и многим другим было бы горько, а может и стыдно от того, что их начинания таким образом продолжаются их потомками.
Конечно же, это всего лишь, начальный обобщенный взгляд на происходящее. Ни в коем случае не хочу кого-либо обидеть. Это вопрос совести и огромной ответственности за наше хоровое будущее.
Дабы вы не очень устали, хочу откланяться. Пишите, ругайте, спорьте, но не забудьте задать себе главные вопросы и ответить на них честно. Продолжение следует.
Ваш Кот-Баюн (А.Раузо)