Продолжение начало тут.
А решил Рязанов сделать коварного барина-обольстителя Паратова, можно сказать, с "человеческим лицом". Как говорится, "все не так однозначно". Ну да, злобный, мстительный человечек, из мести к Карандышеву, который "перехватил" у него Ларису, издевается над ним вначале в доме Огудаловых, а потом у него на обеде. Так же из мести увозит Ларису и на пароходе соблазняет ее. А наигравшись с нею, пускает крокодилью слезу - "не виноватый я", "не мы такие, а жизнь такая".
В общем, полный набор мерзавца, но ведь он же весь в белом, он же, по словам Рязанова: "...более сложная, неоднозначная натура. Это, несомненно, человек яркий, широкий, обаятельный, сильный, талантливый, смелый, но лишенный цельности и поэтому способный на поступки безнравственные." То есть, как говорил Василий Алибабаевич про Хмыря: "Он хороший, но слабохарактерный".
И черного кобеля надо было отмыть добела. Здесь нужен был актер — виртуоз, типа Сергея Шакурова. Но у Рязанова еще до съемок было решено, что играть Паратова будет Никита Михалков. И что же мы видим?
А вот это. Застывшее лицо и совершенно пустые глаза. И это "человек яркий, широкий, обаятельный, сильный, талантливый, смелый"? Это какой-то рыбий глаз или как у побитой собаки. Смотришь на него и рыдать от жалости хочется. Ну, кто же такую няшку обидел?
А потом, кода он по колено в луже и весь в белом, натужно пытается взять вес, начинаешь опасаться, как бы у него пупок не развязался или штаны от натуги не лопнули. Тут Рязанов "улучшил" Протазанова. У того была просто "шуба в грязь" и сразу создан образ "романтического" барина-игрока, "настоящего сокола, а тут перед нами какой-то биндюжник в белых штанах, мечте Остапа Бендера.
И ведь дальше опять — все тот же "рыбий глаз" в разных вариациях. Наверное, "рыбий глаз" он для того, чтобы сделать образ Паратова, как это видел режиссер, "более глубоким, более страшным, более социальным, чем привычное прочтение этого персонажа как фата и совратителя".
Все цитаты — рязановские.
И апофеоз всего этого. Паратов, легко добившись Ларисы в пароходной каюте, рыдает, но спроваживает ее, прям как проводник Андрей из "Вокзала для двоих" - "Давай, давай, быстро домой. Сама, все сама. А то пароход скоро отправляется". Как пишут некоторые комментаторы
Уважаемые зрители! А Вы заметили слезы на глазах Паратова, когда он объясняется утром с Ларисой?! Эта сцена просто шедевр мастерства игры актеров! Герой мужественный, сильный, расчетливый и самоуверенный.... и вдруг слезы. И начинаешь верить в могущество любви )))
Безотказный прием — скупая мужская слеза по щеке крутого "мэна". Какая же все-таки это трагедия, когда такие мужики, да еще и в белых штанах, роняют слезу. Никакое женское сердце не выдержит и пожалеет самого последнего мерзавца.
Вот оно-это самое могущество любви. Лично у меня возникла другая ассоциация — куплет "Песни уволенного бюрократа" из следующего фильма Рязанова "Забытая мелодия для флейты", ну там, где Гафт с аккордеоном по электричкам побирается.
Так сказал и вышел по ковру,
Уходил всё дальше он и дальше.
И слеза катилась по бедру,
По бедру крутому секретарши.
И ведь и секретарша эта самая есть со слезой. Вот она.
Как опять же пишут комментаторы
А когда Лариса поёт! За его взгляд надо Оскара давать, не то что за роль! Молодцы!
О Ларисе отдельный разговор. Чтобы такой "оскаровский взгляд" изобразить двадцать лет учиться не надо. Достаточно "форсированного метода по системе Станиславского"
И вот её героиня Лариса Огудалова должна расплакаться — а у Гузеевой не получаются слёзы, как она ни «настраивайся». Рязанов уже ругается, испорчено несколько дублей… И тут Алиса Фрейндлих говорит: «Эльдар Александрович, спокойно, сейчас всё будет. Камера готова? Лариса, внимание сюда. Ты меня прости, конечно, сейчас будет очень жёсткий тренинг». Гузеева доверчиво готовится к какой-то актёрской словесной разминке, на худой конец к порции оскорблений (приём-то к тому времени давно уже известный)… А Алиса Бруновна ей оглушительную пощёчину — ХРЯСЬ! Гузеева секунду в ужасе смотрит на Фрейндлих, держась за уже опухающую щёку — и как разрыдается… И нервный Рязанов во всю глотку: «МОТОР!!».
Загадка великая, почему была выбрана на эту культовую роль русской классической драматургии совершенно ничего не умеющая студентка последнего курса ЛГИТМиКа Лариса Гузеева. Из-за сходства имен?
Пишут, что, когда Рязанов в качестве одного из вариантов предложил киноначальству Гузееву, то начальство, приглядевшись, сказало, что она вроде на еврейку похожа, а не на русскую дворянку. Тогда Рязанов оскорбившись за нацию своей мамы, назло начальству все-таки продавил неумеху.
Хипповавшую, с продранными джинсами, нечесаными патлами, с "беломориной" во рту и пропускавшую через слово матерок Гузееву подобрали, обогрели, отмыли, причесали, приодели. Личико оказалось ни че так, а вот с остальным проблема. Прокуренный голосок не подходил к "эфирному" облику "бесприданницы", да и петь Цветаеву и Ахмадуллину надо было задушевно, ну как Пугачева в "Иронии".
Поэтому Лариса стала говорить одним из самых нежнейших голосов советского кино Анны Каменковой, кстати, вот кто мог бы сыграть Ларису, у Анны уже были и "Не от мира сего", и "Поздняя любовь", а петь стала Валентина Пономарева. Последнюю, сделавшую своим исполнением романсов, почти 90 процентов успеха фильма, Рязанов даже не упомянул в титрах. "А че такого ?" - ответил на недоумение Валентины,- "Упоминать "певцов за сценой" вовсе не обязательно".
В общем, я " тебя слепила из того что было". Повторилась история с Барбарой Брыльской, которая по прихоти Рязанова стала играть Надю Шевелеву в "Иронии". Там тоже главную героиню срочно пришлось озвучивать нежнейшим голосом Валентины Талызиной, а петь Алле Пугачевой. При этом вся слава досталась "гордой полячке", которая, если отключить звук крайне неестественно выглядит в кадре. Никакого контакта с партнерами, Мягковым и Яковлевым, которых она терпеть не могла. Но зато Рязанов захотел, чтобы в его банальном сюжете была этакая импортная "инопланетянка", а не "совок".
Значит что, это только мое "оценочное мнение", остается в памяти от игры Гузеевой и Михалкова. Гузеева в каком размытом памятью тумане, черты лица неразличимы, разве что вот эта шляпка.
А от Михалкова только усы и белый костюм. "Как же я все-таки чертовски хорош. Просто смерть мухам. Вот какой я - настоящий русский барин", — просто вопиет от него. И ведь действительно — смерть мухам.
Для оживляжа Рязанов ввел офицера Семеновского, который стрелял в стакан на голове Паратова. В пьесе этого эпизода нет, но лишний юмор не помешает. Одесского лабуха Степана Аркадьевича Грушко из "Мы из джаза" переодели в мундир офицера Русской Императорской Армии, сказали ходить выгнув грудь, таращить глаза, топорщить усы и дико, как поручик Ржевский, ржать. И ведь запомнился этот герой Александра Панкратова-Черного. И гораздо лучше Паратова.
А есть в фильме хоть что-нибудь от Островского? Есть, это любимые герои Александра Николаевича — купцы-предприниматели. Деловые люди, держащие свое слово, не бросающие любимого человека в беде. Поскольку все усилия Рязанова были направлены на то, как из Гузеевой хоть что-то вытянуть, а у Паратова сохранить в чистоте его белые штаны, то до Кнурова с Вожеватовым он не добрался. И хорошо, хоть какой-то "луч света в темном" царстве.
И Кнуров в исполнении Алексея Петренко
и особенно Вася Вожеватов в исполнении Виктора Проскурина
играют точно по Островскому. Порядочнейших хозяев жизни, на которых все и держится.
И опять, как у Протазанова, Рязанов почти уничтожил сюжетную линию Аркашки Несчастливцева — Робинзона. Пара секундных появлений Георгия Буркова в дурацком парике.
Подводим итог. Если соскоблить всю жирную, в несколько слоев, косметику в виде цыганских песен и плясок в товарном количестве, а какой русский не любит всю эту "ай-на-нэ", романсы на стихи Цветаевой и Ахмадуллиной в исполнении Валентины Понамаревой, то останется довольно скучное, невнятное зрелище, с непонятной идеей. Останутся усы и белые штаны Никиты Михалкова, и слезы на отмытом личике Ларисы Гузеевой, полученные в результате применения к ней Алисой Бруновной "форсированного метода Станиславского". Но индусам с их "Болливудом" понравилось. Половинку "Золотого Павлина" даже отстегнули.
Я, конечно, понимаю, что сейчас начнется массовая отписка подписчиц, как это случилось после статьи о "Вокзале для двоих", но истина дороже.))
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.