В предыдущей публикации рассказал о работниках военных комиссариатов и медицинских комиссий, которые за взятки освобождали людей от призыва по мобилизации. Можно прочесть ЗДЕСЬ:
Сегодня расскажу о тех, кто рвался на фронт, но в военкоматах им отказывали - по возрасту, по болезни и другим причинам.
ПО ВОЗРАСТУ
Примеров того, как прибывшие в военкомат добровольцы приписывали себе по 1-2 года - очень много. Как это удавалось им сделать? По разному.
Паспорта тогда были не у всех. Предъявляли метрики (свидетельство о рождении), в которых исправляли год рождения. Сделать это было несложно, поскольку метрики заполнялись обычными чернилами. Могли заявить, что метрики утеряны. Бывало и так, что работники военкоматов сами ставили год рождения на глазок - оценивали возраст по внешнему виду.
По некоторым данным, в ЦАМО РФ (центральном архиве минобороны) есть информация на более чем 3,5 тысяч солдат, которым на момент призыва не было даже 16 лет.
Об Игнате Сергеевиче Артеменко мы узнали недавно, после возмутительной выходки Навального, и его сторонников, назвавших фронтовика "фальшивым ветераном".
Игнат Артеменко родился 26 июня 1928 года в селе Виляховка Быховского района Могилёвской области Белорусской ССР. То есть в начале войны ему было 13 лет. В 1943 году - 15 лет. Согласно обнародованным документам, с 10 декабря 1943 года по 28 февраля 1944 года проходил службу в партизанском отряде № 810 Белорусского штаба партизанского движения.
После освобождения Красной Армией тех мест в феврале 1944 года, всех юных партизан, не достигших призывного возраста, распустили по домам. Игнату тогда было 16, а на фронт призывали тех, кому уже исполнилось 18. Поэтому Артеменко в декабре того же 1944 года приписал себе 2 года и был официально призван в Красную армию. Сначала попал в 251-й запасной стрелковый полк, а с марта 1945 года воевал разведчиком 114-го гвардейского стрелкового полка 37-й гвардейской стрелковой дивизии.
За две недели до Победы Артеменко был тяжело ранен. В госпитале из ноги удалили осколок, но два осколка в позвоночнике извлечь не удалось.
Несмотря на это, И.С. Артеменко после войны продолжил военную службу.
ПО БРОНИ
Известно немало случаев, когда добивались призыва в действующую армию те, кто имел бронь - работники военных заводов, учителя, артисты, композиторы, писатели и др. Не раз уже писал об этом. Например, об Алексее Макаровиче Смирнове можно прочесть ЗДЕСЬ:
О других режиссерах и актерах, прибавивших себе год или два - расскажу в следующей статье...
Тимофей Алексеевич Яковлев, отец 6 детей, в 1941 году работал горным мастером на шахте № 3 Канского рудоуправления Красноярского края.
Эта должность бронировалась, но Яковлев пошел на фронт добровольцем, воевал стрелком противотанкового ружья в 10-й отдельной истребительно-противотанковой бригаде.
Воевал геройски. 19 июля 1943 года был награжден орденом Красной Звезды за сбитый из противотанкового ружья немецкий самолёт. 20 января 1944 года - орденом Славы III степени.
17 июля 1944 года 415-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион 184-й стрелковой дивизии с боем форсировал реку Неман северо-западнее Каунаса. Отбивая на захваченном плацдарме многочисленные атаки врага, наводчик орудия Тимофей Яковлев подбил семь танков противника и уничтожил до 200 солдат и офицеров вермахта. В боях Т. А. Яковлев получил несколько тяжелых ранений: осколком снаряда у него была пробита грудь и лёгкое, другим осколком перебита нога.
За мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками 24 марта 1945 года сержанту Яковлеву Тимофею Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
ПО БОЛЕЗНИ
Статья 21 Закона о всеобщей воинской обязанности 1939 года предоставляла призывным комиссиям право освобождать призывников от воинской обязанности "по физическим недостаткам и болезням, установленным врачами - членами комиссии, в соответствии с особым расписанием болезней и физических недостатков, утвержденным Народным Комиссаром Обороны".
Не призывали, в частности, инвалидов, больных туберкулезом, людей с очень плохим зрением.
Так, советский поэт Всеволод Багрицкий, сын Эдуарда Багрицкого, добивался отправки на фронт с первых дней войны, хотя не подлежал призыву из-за сильной близорукости. В январе 1942 года он все же добился назначения в газету «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта. Погиб 26 февраля того же года.
На практике фронтовиками становились даже слепые, о чем раньше тоже писал. Можно прочесть ЗДЕСЬ:
Ещё один малоизвестный факт. Осенью 1941 года слепой музыкант Михаил Николаевич Попов, вооружившись самодельной сосновой палкой, с тяжёлым баяном в футляре за спиной, пошел воевать. Фронт, по его прикидкам, проходил недалеко от г. Подольска. Больше всего он боялся попасть в плен к немцам. Но ему повезло - он попал к своим и по ходатайству батальонного комиссара Сергея Николаевича Киреева был зачислен в музыкальный взвод 201-й бригады 5-го воздушно-десантного корпуса.
В минуты затишья Миша Попов шёл от землянки к землянке, от окопа к окопу - играл на баяне и пел. Однажды, когда бойцы поднялись в атаку, Попов вылез из окопа, развернул баян и пошел вместе со всеми - он играл и и пел гимн, воодушевляя бойцов. Осколком мины был ранен. Награждён орденом Красной Звезды. Поэт Алексей Сурков написал о нем балладу «Песня о слепом баянисте».
ПО ДРУГИМ ОСНОВАНИЯМ
Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 года отменил ограничения по призыву в армию «лиц эксплуататорских классов». Между тем, на практике действовали ограничения по национально-этническому признаку.
Так, не призывались в действующую армию советские граждане из числа тех национальностей, которые имели свои государства, воевавшие с СССР (немцы, японцы, румыны, венгры, финны, болгары, турки). Их призывали во вспомогательные тыловые части, выполнявшие различные работы по обеспечению войск.
По мотивам политической неблагонадёжности в разные годы не подлежали призыву в армию турки-месхетинцы, курды, крымские татары и некоторые другие народности. Действовали ограничения по призыву малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На Дальнем Востоке мобилизация не коснулась китайцев и корейцев.
Однако лицам этих национальностей тоже удавалось обманывать работников военкоматов. В итоге их призывали и они героически защищали Родину, несмотря на недоверие со стороны руководства СССР.
Покажу на примере корейцев.
Так, Владимир Афанасьевич Ни, будущий полковник Советской Армии, чтобы попасть на фронт в 41-м, взял фамилию жены, изменил отчество, национальность (назвался якутом) и под именем Владимира Иннокентьевича Дроздовского записался в добровольцы.
Младший сержант Алексей Викторович Ли воевал под фамилией Садовский. Гвардии старший сержант Пётр Николаевич Мян из Улан-Удэ ушел на фронт добровольцем, назвавшись бурятом. Другой доброволец - Анатолий Борисович Ким назвался казахом Садыковым…