Легендарный фотограф рассказывает:
Пролистывая страницы своего альбома, нахожу два снимка на одном развороте. Слева молодой Андрей Макаревич, справа -- его группа "Машина времени", запечатленная в конце 60-х. Этот снимок стал первым их плакатом и одновременно задником при оформлении сцены во время выступления. Увеличенный в несколько раз, он был поднят над огромным залом в "Олимпийском".
1999й год был юбилейным для группы. Произошло много событий, больших и малых, посвященных тридцатилетию "Машины времени". Самое главное -- музыканты, не считаясь с возрастом, устроили мировое турне: по Америке, Европе, Израилю и бескрайней России. Страшно представить, как они мотались целый год по городам и весям. Мы с женой специально поехали на предпоследний концерт, который группа давала в Санкт-Петербурге. Ребята выглядели изрядно измочаленными. При этом у Макаревича на телевидении продолжали выходить передачи "Смак" и "Абажур", и он еще ухитрялся записывать диски.
То, что группа со своими песнями оказалась востребована, перешагнув тот исторический излом, который мы все пережили, -- достойный уважения факт. Она не распалась, как это часто происходит, ребята по-прежнему дружны, хотя "несколько" повзрослели, у каждого своя жизнь и помимо "Машины" -- свое дело. У Андрея -- телевидение, Кутиков владеет своей звукозаписывающей студией, Маргулис входит в состав известной группы "Воскресенье".
Юбилейный концерт в Санкт-Петербурге проходил в солидном и престижном зале, но не возникло никакого привкуса академичности. Публика собралась разных возрастов и хором подхватывала песни "Машины", подтверждая, что они живы. Молодежь скучилась вокруг сцены и с энтузиазмом новых шлягеров распевала "Поворот" и "Пока горит свеча". Повторюсь: как все настоящее, "Машина" выдержала испытание временем. Но меня особенно тронуло то, что в зале сидели дети вместе с родителями, и песни были близки и тем, и другим.
Как я с ними познакомился? Случайно услышал песню "Дом в три окна", она меня заинтересовала. Я тогда и авторов не запомнил. Но сын приятеля меня просветил, принес послушать кассету. Она меня неожиданно поразила своей осмысленностью. Еще я почувствовал какую-то преемственность с "Битлами"...
Тогда у них не было выхода на широкую аудиторию, записи "Машины" передавались из рук в руки. Они были не то чтоб гонимы, просто их выступления не приветствовались музыкальным начальством. Из-за той же осмысленности текстов, я думаю. Какие-то намеки мерещились. Что это еще за "новый поворот"? Нет, это не про Советскую власть. Выступления их никак не освещались, у группы не было ни плакатов, ни обложек, ни пластинок. И вдруг какой-то смелый журнал, кажется, это был "Кругозор", обозревавший немногие музыкальные течения, заказал мне сделать снимки "Машины". В приложении журнал имел гибкую пластинку, и кстати, именно там были впервые выпущены песни Визбора и Высоцкого.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
"Никому Высоцкий не посвятил столько песен, сколько мне". Гений авангарда Михаил Шемякин
Записала Наталья Шелюхаева (с) "Лилит"