Найти тему
Чтец смыслов

Христианин должен проходить свой жиз­ненный подвиг с любовью и доброжелательством к ближним

Священномученик Александр Покровский

«Господь наш Иисус Христос начал свое общественное служение, как Спаситель рода человеческого, проповедью о покаянии: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Учение о Царстве Божием служило для Иисуса Христа исходным пунктом Его проповеди. Созидание Царства Божия должно составлять задачу нравственной деятельности человека. Иисус Христос обращается к душе человека и ее ценит в нем, а не внешнее положение. Христос не отрицает ма­териальных благ и нужд своих последователей: знает Отец ваш небесный, что вы имеете нужду во всем этом, но Он требует, чтобы эти нужды были подчи­нены нравственным началам жизни духовной. Если человек подпадает под их власть, если его душа порабощается ими, то Христос требует решительной борьбы с ними. <…>

Христос Спаситель призывает нас к борьбе, но не с внешними условиями жизни, а борьбе со своими пороками и страстями. <…> Та­кая-то именно борьба человека с самим собою, с неправдою и злобою в себе самом и необходима теперь для возрождения и обновления нашей жизни. Че­ловек должен постоянно и упорно бороться с дурными наклонностями своей природы: себялюбием, своекорыстием, завистью и вообще со всеми злобными отношениями к ближним, чтобы вносить в жизнь мир и успокоение, честный труд и благожелательные отношения к ближним.

Мы должны быть твердо убеждены в том, что какие бы ни предлагались формы совершенного общественного устройства, жизнь будет не улучшаться, а ухудшаться, пока человек не поборет в себе пороки и страсти. Мы должны исторгнуть из своего сердца все греховное и злое, вносящее в жизнь только разрушение и расстройство. Правда, в жизни нас окружающей происходит и существует много зла, с которым нужно бороться, чтобы побеждать и заменять добром. Сам Спаситель во время Своей земной жизни вел непрерывную борь­бу со злом. Достаточно припомнить Его грозные обличительные речи против фарисейской лжи, лукавства и лицемерия. Но как отличается борьба Спасите­ля со злом от той борьбы, которая происходит теперь в нашей жизни! Господь вел
борьбу с такими явлениями, которые были действительно несомненным злом. Теперь же часто выходят на борьбу не со злом жизни, а с людьми, выхо­дят личности, побуждаемые к борьбе себялюбием, завистью, корыстолюбием и злобою, вследствие чего зло в жизни от подобной борьбы не уменьшается, а более увеличивается. Борьба Спасителя со злом жизни вызывалась чистейши­ми, нравственными побуждениями: ревностью о славе Отца Небесного и безграничною любовью к ближним. <…> Самую борьбу со злом Господь наш Иисус Христос вел такими средствами, которые были безусловно чистыми в нравственном отношении, указывались любовью к Богу и ближним, относились к обличению и вразумлению заблуд­ших, к назиданию всех.

Теперь не рассуждают о нравственном достоинстве средств, при помощи которых должна вестись борьба: все средства считаются дозволенными, лишь бы вели к достижению предназначенной цели. Отсюда употребление таких средств, которые могут быть внушены только адскою злобою, средств, при помощи которых достигается лишь разрушение того, что создано предшествующими поколениями, уничтожение имущества и жизни ближних, уничтожение самое дикое, жестокое и беспощадное. Да, православные христиане, не так боролся со злом наш Спаситель. Как небо отстоит от ада, так и борьба нашего Спасителя со злом жизни отличается от того, что происходит теперь в жизни нашей. В чем еще обнаруживается борьба в нашей жизни? Немало сил полагается нами в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами жизни: в изыскании способов для увеличения скудных средств к существованию, к об­легчению тяжелого и изнурительного труда. С тех пор, как Бог сказал челове­ку: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, земля будет произрастать тебе терния и волчцы – борьба с неблагоприятными обстоятельствами жизни стала для нас неизбежной. Но худо то, что такая борьба у нас соединяется с забве­нием о Боге и Его святом законе и сопровождается несправедливостью и жес­токостью по отношению к ближним. Христианин должен проходить свой жиз­ненный подвиг с любовью и доброжелательством к ближним, совершать жиз­ненные труды честно, с молитвою, в полной уверенности, что Господь по от­ношению к каждому из своих рабов исполнит великое обетование: “Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” [Мф. 6, 33]. Взирая на Господа нашего Иисуса Христа, будем иметь твердое убежде­ние, что Евангелие Христово возвещает нам жизнь, исполненную такого света, который во тьме светит и тьма не объяла его, жизнь, представляющую непре­станное стремление к раскрытию всего чистого, истинно совершенного в при­роде человеческой, жизнь являющуюся сочетанием божественного и человече­ского... вечного и временного...».

Житие священномученика Александра Покровского читайте на сайте Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви" www.fond.ru