В Корее впервые столкнулись две идеологические машины холодной войны: западная демократия и восточный коммунизм.
Дождь из листовок
Главным способом ведения агитации в Корейской войне стали листовки, которые миллионами сбрасывались с бомбардировщиков и лёгких самолётов прямо на головы противника. Большое упорство в этом проявили американцы, каждую неделю печатавшие 23,5 млн листовок.
Своей пропагандой Соединённые Штаты хотели изобразить себя в роли миротворца, обороняющего Южную Корею. При этом уповать на политические аргументы не приходилось: американские пропагандисты прекрасно понимали, что им нужно давить на чувства и эмоции солдат.
Ликбез
Уже в первые дни войны штаб пропаганды США столкнулся с существенными проблемами, в частности колоссальной безграмотностью в рядах корейских солдат. Американцам пришлось скорректировать политику информационной войны: многие листовки стали включать в себя наглядные рисунки, а иногда печатались просто в виде комиксов.
Агитацию зачастую подкрепляли авторитетом главнокомандующих. Любой ценой американские пропагандисты пытались поднять боевой дух южнокорейских солдат и оповестить их противников с севера о возможности получении точной и честной информации прямиком из американского военного штаба.
Привилегии для военнопленных
Особый акцент пропаганда делала на добровольной сдаче в плен. Взять солдата в плен всегда намного дешевле, чем убить его на поле боя. Об этом, очевидно, знали по обе стороны баррикад. Обеими сторонами конфликта были выпущены специальные листовки-пропуска, обладатели которых могли без опасений сдаться и рассчитывать, как было указано, на вкусную еду, тёплую постель и лекарства. В них же могло быть обещано солидное денежное вознаграждение, американцы шагнули и того дальше, давая в листовках «гарантии» по предоставлению американского гражданства.
Конфликт на национальной почве
С вступлением в бой «китайских народных добровольцев» агитация начала вестись и в их адрес. Так, обращение к китайской армии, подготовленное по приказу командующего 8-ой армии США генерала Мэтью Риджуэя, начиналось с воздаяния должных почестей за храбрость китайским солдатам. В этом же обращении ярко гиперболизировались страдания, которые они переносят на войне за чужую страну. Так пропагандисты пытались вбить клин между корейцами и китайцами, воюющими бок о бок.
Красная пропаганда
Коммунисты также по достоинству оценили влияние военной агитации. Они представляли войну в Корее как агрессию американского империализма, восхваляя достижения китайско-корейских войск и разоблачая расовую дискриминацию в армии США. В то время в ней ещё существовали части только для афроамериканцев, которые к концу войны всё-таки были полностью упразднены.
Пропаганда северокорейских войск, помимо идеологии, несла в себе оттенок сентиментальности (например, последнее письмо матери от сына — американского солдата, убитого в Корее). Задеть чувства человека, побудить его дезертировать и сдаться — вот главная цель северокорейской агитации.
Война в праздничной упаковке
Северокорейские агитаторы в своих нововведениях дошли до смелой идеи: противникам они стали дарить подарки с идеологической подоплёкой. Например, на американских солдат они скидывали записные книжки с высказываниями Линкольна, Джефферсона, Рузвельта, различные изречения («Война хороша для тех, кто её не испытал», «Живи и жить давай другим»), известные цитаты из сочинений Шекспира («Сухой хлеб дома лучше, чем ростбиф за границей», «Сознание вины никогда не даёт покоя», «Восток или Запад — а дома лучше»).
Иллюзия достоверности
Пропагандистская машина уже тогда столкнулась с тем, что солдаты чаще всего не воспринимают агитационные листовки всерьёз. Поэтому некоторые из листовок стилистически напоминали американские газеты и журналы, а иногда написанные факты подтверждалось ссылками на сами газеты и номера их выпусков.
Как оказалось, войска коалиции Организации Объединённых Наций были не подготовлены к мощному воздействию агитации и коммунистической идеологии.