О фильме, съемках и замыслах режиссера рассказал в своем ВК-аккаунте журналист, шеф-редактор "Радио России- Владимир" Валерий Скорбилин.
На экраны картина вышла два года спустя. Самое удивительное, что за четыре минувших десятилетия фильм, сделанный в брежневскую эпоху «застоя», не отжил своё, не утонул в необъятном море морально состарившихся советских лент. Его постоянно демонстрируют многие телеканалы, а такие зрители, как я, смотрят «Полёты…» уже непонятно в какой раз. Заболев этим фильмом, я год за годом собирал сведения о его съёмках в нашем городе. И материала накопилось если не на книжицу, то уж на обширную экскурсию – точно.
Когда режиссёр фильма Роман Балаян приехал во Владимир с творческой группой, то первым делом стал искать место для съёмок финальной сцены –пикника на берегу реки (обычное у киношников дело – начинать съёмочный процесс с конца повествования). Кто-то назвал Балаяну имя сотрудника ОСВОД Вадима Земскова, знавшего Клязьму вдоль и поперёк. Вадим повёз честную компанию к посёлку Мостострой, где за железнодорожным мостом на берегу реки было найдено место, на котором отмечалось 40-летие главного героя Сергея Макарова (Олег Янковский). Когда затем киношники заехали на квартиру Вадима в доме №12 по улице Северной, то решили тут же, на кухне, снять одну из кульминационных сцен: объяснение Макарова с его начальником (Олег Табаков). За три съёмочных дня Вадим и Надежда Земсковы заработали 150 рублей («красная» месячная зарплата в то время), их фамилия появилась в титрах фильма. А Олег Янковский оставил свой автограф прямо на обоях «съёмочной» кухни. Он сохранялся по крайней мере, пока хозяева квартиры были живы.
«Приехала! Гурченко приехала!» – мигом разнеслось по коридорам и лестницам не действовавшей тогда Никитской церкви. Директор «Владимирреставрации» Игорь Столетов разрешил Балаяну со товарищи устроить в одном из кабинетов «проектно-конструкторское бюро», где за кульманами создавали невесть что персонажи Табакова, Янковского, Гурченко и их коллеги. «Бюро» находилось на первом этаже церковного здания (сейчас здесь вновь открытый придел Иоанна Предтечи, от которого происходит другое название всей церкви – Предтеченская). А вот окно, из которого Янковский задумчиво наблюдает за описывающим круги на асфальте спортсменом на роликовых коньках, находится на втором этаже храма, где сейчас придел Никиты Великомученика. Табаков был простужен и изрядно чихал при этом. Поэтому дубль старались закончить от одного чиха до следующего. Удавалось не всегда. Режиссёр ворчал насчёт лишнего расхода цветной СВЕМовской плёнки. Табаков шутливо обращался к Гурченко «Людмила МаркОвна» и встречал её приезды на съёмку восклицанием: «Люся, ты уже бабушка?» В то время в Киеве вот-вот должна была появиться на свет внучка актрисы, и та заметно нервничала, зато в кадре 45-летняя «бабушка» была невероятно хороша в роли Ларисы. В фильме есть эпизод, когда Сергей, проезжая по городу (Янковский снимался на своём «жигулёнке»), видит в окне парикмахерской ожидающую своей очереди Ларису, останавливается и вызывает её на крыльцо. При просмотре отснятого материала режиссёр обнаружил брак на плёнке. Надо переснимать, а Гурченко уже в Москву уехала. Тогда Балаян подмигнул гримёру: «А ну-ка, сделай из неё Гурченко!» – и показал…на Надежду Земскову. Когда при пересъёмке Янковский вышел из автомобиля у парикмахерской, навстречу ему вместо Гурченко вышла Земскова. От неожиданности у Олега Ивановича вырвалось непечатное словцо, оператор расхохотался, и несколько метров дорогостоящей цветной плёнки вновь оказались загубленными. Но зрители подмену актрисы на экране в итоге не заметили.
Парикмахерская, в которой делала причёску киношная Лариса, до сего дня находится в доме №30 по улице Мира. Жаль, что хозяйка так и не согласилась сделать из неё мемориальный объект с вывеской «У Людмилы Гурченко», что могло принести ей дополнительную прибыль. Вообще, из городских планов Владимира, вошедших в фильм, можно устроить увлекательную видеовикторину с вопросами: «где эта улица? где этот дом?» Киносъёмочная группа жила в старой гостинице «Заря» (новую ещё не построили). Питались гости в столовой обкома КПСС (ул. Никитская, тогда Первомайская), поскольку владимирские магазины были бесконечно далеки от продуктового изобилия. По утрам Янковский выбегал из здания гостиницы и умывался ледяной водой из колонки, находившейся на пересечении проспекта Ленина и Садовой площади. Эпизод его тайного свидания с юной любовницей Алисой снимался в «жигулёнке», стоявшем перед «старой аптекой» на Георгиевской улице. В эпизоде с дыней, которую Сергей привёз в подарок Алисе, та выходит к нему навстречу из ворот Богородице-Рождественского монастыря, в котором тогда квартировал КГБ. Эпизоды у почтамта на ул. Подбельского (в нём сидят на лавочке супруги Земсковы) , на Батуринском рынке, на улице Гагарина у торговых рядов, на Студёной Горе на фоне храма Михаила Архангела и другие запечатлелись в сознании многих зрителей по их характерной дислокации. А вот телефонов-автоматов, из которых Сергей-Янковский звонил Алисе и Ларисе, уже давно не существует. Да и «что такое телефоны-автоматы?», – спросят с удивлением некоторые из сегодняшних зрителей фильма.
Исторический фон провинциального города, по замыслу режиссёра, должен подчёркивать близость главного героя фильма чеховским персонажам. Такого созвездия первостатейных актёров и актрис больше не встречалось в фильмах, снятых на владимирской натуре. Проникнутый симпатией к «никудышнему» герою фильм Романа Балаяна, вышедший в 1983 году, первоначально попал под обстрел идеологической критики. Однако начало горбачёвской перестройки расставило в нём акценты уже по-иному. Лично я считаю «Полёты во сне и наяву» шедевром, культовым произведением, случайным счастьем кинорежиссёра. В 1987 году наступило «просветление мозгов» и у властной киноэлиты: Роман Балаян и Олег Янковский были удостоены Государственной премии СССР за снятый во Владимире и окрестностях фильм. В многочисленных интервью имеющий колоссальный съёмочный багаж Янковский признавался, что Сергей Макаров – самая значительная из его ролей. Прощаясь с семьёй Земсковых, Роман Балаян говорил: «Я ещё приеду к вам, сварим хаш (национальный армянский суп), запьём водкой из тутовника». Несколько раз Балаян звонил Земсковым во Владимир и спрашивал: «Надежда, ты не забыла положить свиные ножки в морозитель?» Увы, второй встречи с чудом так и не случилось.
Всего же на владимирской земле снято более 70 кинолент. Сцены из таких фильмов, как «Андрей Рублев», «Мой ласковый и нежный зверь», «Баллада о солдате» и многих других знакомы каждому, но по-настоящему знаковые киноместа Владимира знают только преданные поклонники важнейшего из искусств.
Всего на владимирской земле снято более 70 кинолент. Сцены из таких фильмов, как «Андрей Рублев», «Мой ласковый и нежный зверь», «Баллада о солдате» и многих других знакомы каждому, но по-настоящему знаковые киноместа Владимира знают только преданные поклонники важнейшего из искусств. Вот сюжет, снятый о них корреспондентом ГТРК "Владимир".