Найти тему
ГТРК "Владимир"

Самый владимирский фильм из всех! В сентябре 1981 года во Владимире начались съемки художественного фильма «Полёты во сне и наяву»

О фильме, съемках и замыслах режиссера рассказал в своем ВК-аккаунте журналист, шеф-редактор "Радио России- Владимир" Валерий Скорбилин.

Фото Олега Щёлокова
Фото Олега Щёлокова

На экраны картина вышла два года спустя. Самое удивительное, что за четыре минувших десятилетия фильм, сделанный в брежневскую эпоху «застоя», не отжил своё, не утонул в необъятном море морально состарившихся советских лент. Его постоянно демонстрируют многие телеканалы, а такие зрители, как я, смотрят «Полёты…» уже непонятно в какой раз. Заболев этим фильмом, я год за годом собирал сведения о его съёмках в нашем городе. И материала накопилось если не на книжицу, то уж на обширную экскурсию – точно.

Когда режиссёр фильма Роман Балаян приехал во Владимир с творческой группой, то первым делом стал искать место для съёмок финальной сцены –пикника на берегу реки (обычное у киношников дело – начинать съёмочный процесс с конца повествования). Кто-то назвал Балаяну имя сотрудника ОСВОД Вадима Земскова, знавшего Клязьму вдоль и поперёк. Вадим повёз честную компанию к посёлку Мостострой, где за железнодорожным мостом на берегу реки было найдено место, на котором отмечалось 40-летие главного героя Сергея Макарова (Олег Янковский). Когда затем киношники заехали на квартиру Вадима в доме №12 по улице Северной, то решили тут же, на кухне, снять одну из кульминационных сцен: объяснение Макарова с его начальником (Олег Табаков). За три съёмочных дня Вадим и Надежда Земсковы заработали 150 рублей («красная» месячная зарплата в то время), их фамилия появилась в титрах фильма. А Олег Янковский оставил свой автограф прямо на обоях «съёмочной» кухни. Он сохранялся по крайней мере, пока хозяева квартиры были живы.

Фото Олега Щёлокова
Фото Олега Щёлокова

«Приехала! Гурченко приехала!» – мигом разнеслось по коридорам и лестницам не действовавшей тогда Никитской церкви. Директор «Владимирреставрации» Игорь Столетов разрешил Балаяну со товарищи устроить в одном из кабинетов «проектно-конструкторское бюро», где за кульманами создавали невесть что персонажи Табакова, Янковского, Гурченко и их коллеги. «Бюро» находилось на первом этаже церковного здания (сейчас здесь вновь открытый придел Иоанна Предтечи, от которого происходит другое название всей церкви – Предтеченская). А вот окно, из которого Янковский задумчиво наблюдает за описывающим круги на асфальте спортсменом на роликовых коньках, находится на втором этаже храма, где сейчас придел Никиты Великомученика. Табаков был простужен и изрядно чихал при этом. Поэтому дубль старались закончить от одного чиха до следующего. Удавалось не всегда. Режиссёр ворчал насчёт лишнего расхода цветной СВЕМовской плёнки. Табаков шутливо обращался к Гурченко «Людмила МаркОвна» и встречал её приезды на съёмку восклицанием: «Люся, ты уже бабушка?» В то время в Киеве вот-вот должна была появиться на свет внучка актрисы, и та заметно нервничала, зато в кадре 45-летняя «бабушка» была невероятно хороша в роли Ларисы. В фильме есть эпизод, когда Сергей, проезжая по городу (Янковский снимался на своём «жигулёнке»), видит в окне парикмахерской ожидающую своей очереди Ларису, останавливается и вызывает её на крыльцо. При просмотре отснятого материала режиссёр обнаружил брак на плёнке. Надо переснимать, а Гурченко уже в Москву уехала. Тогда Балаян подмигнул гримёру: «А ну-ка, сделай из неё Гурченко!» – и показал…на Надежду Земскову. Когда при пересъёмке Янковский вышел из автомобиля у парикмахерской, навстречу ему вместо Гурченко вышла Земскова. От неожиданности у Олега Ивановича вырвалось непечатное словцо, оператор расхохотался, и несколько метров дорогостоящей цветной плёнки вновь оказались загубленными. Но зрители подмену актрисы на экране в итоге не заметили.

Парикмахерская, в которой делала причёску киношная Лариса, до сего дня находится в доме №30 по улице Мира. Жаль, что хозяйка так и не согласилась сделать из неё мемориальный объект с вывеской «У Людмилы Гурченко», что могло принести ей дополнительную прибыль. Вообще, из городских планов Владимира, вошедших в фильм, можно устроить увлекательную видеовикторину с вопросами: «где эта улица? где этот дом?» Киносъёмочная группа жила в старой гостинице «Заря» (новую ещё не построили). Питались гости в столовой обкома КПСС (ул. Никитская, тогда Первомайская), поскольку владимирские магазины были бесконечно далеки от продуктового изобилия. По утрам Янковский выбегал из здания гостиницы и умывался ледяной водой из колонки, находившейся на пересечении проспекта Ленина и Садовой площади. Эпизод его тайного свидания с юной любовницей Алисой снимался в «жигулёнке», стоявшем перед «старой аптекой» на Георгиевской улице. В эпизоде с дыней, которую Сергей привёз в подарок Алисе, та выходит к нему навстречу из ворот Богородице-Рождественского монастыря, в котором тогда квартировал КГБ. Эпизоды у почтамта на ул. Подбельского (в нём сидят на лавочке супруги Земсковы) , на Батуринском рынке, на улице Гагарина у торговых рядов, на Студёной Горе на фоне храма Михаила Архангела и другие запечатлелись в сознании многих зрителей по их характерной дислокации. А вот телефонов-автоматов, из которых Сергей-Янковский звонил Алисе и Ларисе, уже давно не существует. Да и «что такое телефоны-автоматы?», – спросят с удивлением некоторые из сегодняшних зрителей фильма.

Фото из общедоступных источников
Фото из общедоступных источников

Исторический фон провинциального города, по замыслу режиссёра, должен подчёркивать близость главного героя фильма чеховским персонажам. Такого созвездия первостатейных актёров и актрис больше не встречалось в фильмах, снятых на владимирской натуре. Проникнутый симпатией к «никудышнему» герою фильм Романа Балаяна, вышедший в 1983 году, первоначально попал под обстрел идеологической критики. Однако начало горбачёвской перестройки расставило в нём акценты уже по-иному. Лично я считаю «Полёты во сне и наяву» шедевром, культовым произведением, случайным счастьем кинорежиссёра. В 1987 году наступило «просветление мозгов» и у властной киноэлиты: Роман Балаян и Олег Янковский были удостоены Государственной премии СССР за снятый во Владимире и окрестностях фильм. В многочисленных интервью имеющий колоссальный съёмочный багаж Янковский признавался, что Сергей Макаров – самая значительная из его ролей. Прощаясь с семьёй Земсковых, Роман Балаян говорил: «Я ещё приеду к вам, сварим хаш (национальный армянский суп), запьём водкой из тутовника». Несколько раз Балаян звонил Земсковым во Владимир и спрашивал: «Надежда, ты не забыла положить свиные ножки в морозитель?» Увы, второй встречи с чудом так и не случилось.

Всего же на владимирской земле снято более 70 кинолент. Сцены из таких фильмов, как «Андрей Рублев», «Мой ласковый и нежный зверь», «Баллада о солдате» и многих других знакомы каждому, но по-настоящему знаковые киноместа Владимира знают только преданные поклонники важнейшего из искусств.

Всего на владимирской земле  снято более 70 кинолент. Сцены из таких фильмов, как «Андрей Рублев», «Мой ласковый и нежный зверь», «Баллада о солдате» и многих других знакомы каждому, но по-настоящему знаковые киноместа Владимира знают только преданные поклонники важнейшего из искусств. Вот сюжет, снятый о них корреспондентом ГТРК "Владимир".

Вести-Владимир