Найти тему
Антон Наумкин

77-й сентай (часть 2). Бирманская кампания

Часть 1 - Рождение в "Китайском инциденте"

Часть 3 - Гибель в "зеленом аду" Новой Гвинеи

Перед началом Тихоокеанской войны в конце ноября 1941 года 77-й сентай под командованием майора Ёсиока Хироси был переброшен в Индокитай.

С началом войны полк прикрывал суда с десантом и сопровождал бомбардировщики. Утром 8 декабря 1941 года в ходе однодневной войны с Таиландом летчики полка одержали первую победу. При сопровождении легких бомбардировщиков Ki-30 они сбили все три вылетевших на перехват тайских истребителя "Хок III". В том числе в этом бою одержал свою первую победу лучший летчик полка командир 3-й чутай лейтенант Кувабара Ёсиро. К вечеру Таиланд стал союзником Японии и через несколько дней 77-й сентай перебазировался в район Бангкока для участия в операции по захвату Бирмы.

Механики 77-го сентай готовят Ki-27 к вылету в район Рангуна.
Механики 77-го сентай готовят Ki-27 к вылету в район Рангуна.

11 декабря 1941 года истребители 77-го сентай совершили первый боевой вылет на Бирманском фронте нанеся удар по английскому аэродрому в Тавой и уничтожив на земле самолет связи Бирманских добровольческих ВВС NA-64 "Йель". Ответным огнем с земли были повреждены четыре Ki-27, старший сержант Кисида получил ранение, смог дотянуть до аэродрома, но через месяц умер в госпитале. 21 декабря налет был повторен уже вместе с легкими бомбардировщиками Ki-30 31-го сентай.

Легкие бомбардировщики Ki-30 31-го сентай часто сопровождались истребителями 77-го сентай,
Легкие бомбардировщики Ki-30 31-го сентай часто сопровождались истребителями 77-го сентай,

23 декабря 1941 года 30 истребителей 77-го сентая вылетели на сопровождение трех бомбардировочных полков Ki-21 (60, 62 и 97-й сентаи) и полка Ki-30 (31-й сентай) в первом налете на Рангун. Японские самолеты подошли к целям не одновременно, фактически истребители сопровождали только легкие бомбардировщики Ki-30. Заблаговременно взлетевшие на перехват 15 английских "Буффало" и 14 американских P-40 "Летающих тигров" сбили семь Ki-21 и один Ki-30, большое количество бомбардировщиков повредили.

Японские истребители сбили два "Томагавка" (заявили об уничтожении семи), еще два сбили стрелки бомбардировщиков. В результате удара по аэродрому на земле было уничтожено шесть английских самолетов, погибло 17 солдат, сгорели склады ГСМ. Один P-40 американских добровольцев разбился при посадке попав в воронку. В отличие от относительно небольших потерь в результате удара по аэродрому, бомбардировка города и порта имела катастрофическое последствия. Погибло не менее двух тысяч жителей, еще около тысячи умерли от ранений, так как помощь им оказывать было некому. В результате возникшей паники из города в ночь бежало более 100 тысяч индийских рабочих, за ними бежали и белые представители администрации. Обезумевшие люди штурмовали поезда и пароходы. Работа всех служб была парализована.

23 декабря 1941 года - бомбардировка Рангуна. Видны "бомбовые дорожки" четко пришедшиеся по жилым кварталам в районе порта.
23 декабря 1941 года - бомбардировка Рангуна. Видны "бомбовые дорожки" четко пришедшиеся по жилым кварталам в районе порта.

25 декабря 1941 года налет на Рангун был повторен. Дополнительно для сопровождения бомбардировщиков был привлечен 64-й сентай на Ki-43. В этот раз в налете всего участвовало 68 тяжелых бомбардировщика Ki-21, 27 легких бомбардировщика Ki-30, 25 истребителей Ki-43 и 32 Ki-27. На перехват поднялись 13 "Томагавков" и 14 "Буффало". Союзники заявили об уничтожении 28 японских самолетов (16 бомбардировщиков и 12 истребителей).

25 декабря 1941 года летчики "Американской добровольческой группы" атакуют бомбардировщики Ki-21 12-го сентай над Рангуном. Художник Roy Grinnell.
25 декабря 1941 года летчики "Американской добровольческой группы" атакуют бомбардировщики Ki-21 12-го сентай над Рангуном. Художник Roy Grinnell.

Реально было потеряно три бомбардировщика и четыре истребителя в т.ч. два Ki-27 77-го сентай. Один летчик погиб, один (старший сержант Ри Контету) выпрыгнул с парашютом и стал первым японским плененным на Бирманском фронте. Еще один поврежденный Ki-27 смог дотянуть до аэродрома но разбился при посадке.

Во всех японских источниках обязательно указывается, что старший сержант Ри был корейцем и по этому 25 декабря 1941 года предпочел парашют, а не "огненный" таран, хотя в тот же день еще были пленены четыре члена экипажей японских бомбардировщиков. Родился в 1917 году, с детства мечтал о полетах и стал первым корейцем поступившим в летную школу. Участвовал в боевых действиях в Китае и на Халхин-Голе. После пленения отправлен в лагерь военнопленных в Индии. При допросах не назвал своего настоящего имени, участвовал в выступлениях против британской лагерной администрации. В 1946 году возвращен в Японию и в этом же году убыл в Корею где поступил в создаваемые ВВС Южной Кореи уже как лейтенант Ли Гын-Сок. К началу Корейской войны стал подполковником и командиром эскадрильи. 3 июля 1950 года первым из южнокорейских летчиков совершал полет на только что полученном F-51 "Мустанг". Уже на следующий день 4 июля 1950 года вылетел на штурмовку наступающих северокорейских танков. Подбит зенитным огнем и направил самолет на танковую колонну (самурайское прошлое дало о себе знать?). Посмертно присвоено звание бригадного генерала, один из национальных героев Южной Кореи.
Во всех японских источниках обязательно указывается, что старший сержант Ри был корейцем и по этому 25 декабря 1941 года предпочел парашют, а не "огненный" таран, хотя в тот же день еще были пленены четыре члена экипажей японских бомбардировщиков. Родился в 1917 году, с детства мечтал о полетах и стал первым корейцем поступившим в летную школу. Участвовал в боевых действиях в Китае и на Халхин-Голе. После пленения отправлен в лагерь военнопленных в Индии. При допросах не назвал своего настоящего имени, участвовал в выступлениях против британской лагерной администрации. В 1946 году возвращен в Японию и в этом же году убыл в Корею где поступил в создаваемые ВВС Южной Кореи уже как лейтенант Ли Гын-Сок. К началу Корейской войны стал подполковником и командиром эскадрильи. 3 июля 1950 года первым из южнокорейских летчиков совершал полет на только что полученном F-51 "Мустанг". Уже на следующий день 4 июля 1950 года вылетел на штурмовку наступающих северокорейских танков. Подбит зенитным огнем и направил самолет на танковую колонну (самурайское прошлое дало о себе знать?). Посмертно присвоено звание бригадного генерала, один из национальных героев Южной Кореи.

В свою очередь японские летчики заявили о 30 сбитых и предположительно сбитых, но реально было потеряно четыре "Буффало" и два "Томагавка", еще несколько получили повреждения. В западной прессе было объявлено о большой победе американских летчиков-добровольцев, хотя ни нанести серьезные потери противнику, ни прикрыть город и аэродром от бомбежки они не смогли. В этот раз потери мирных жителей были меньше, но в результате удара серьезно пострадал порт и железнодорожное депо. Ввести их в строй при сбежавших рабочих оказалась невозможно.

Беженцы на дороге из Рангуна в Индию. Т.н. "Рождественский рейд" японской авиации 25 декабря 1941 года убедил еще сомневающихся в необходимости бегства из города.
Беженцы на дороге из Рангуна в Индию. Т.н. "Рождественский рейд" японской авиации 25 декабря 1941 года убедил еще сомневающихся в необходимости бегства из города.

2 января 1942 года девять истребителей 77-го сентай с передового аэродрома Рахенг атаковали аэродром Моламьяйн на юге Бирмы уничтожив на земле два вспомогательных Хаукер "Одекс" и два Уэстленд "Уопити" из состава эскадрильи ВВС Индии . Четыре Ki-27 успели сесть на свой аэродром а еще три заходили на посадку когда их атаковали три P-40 "Летающих тигров". Из успевших сесть самолетов один сгорел, еще два повреждены. Оставшиеся в воздухе японские истребители атаковали противника и смогли повредить двух американцев (определив их как "Спитфайры"), в свою очередь один из Ki-27 был подбит и разбился при посадке, летчик получил ранения.

Ki-27 77-го сентай.
Ki-27 77-го сентай.

3 января 1942 года 31 истребитель 77-го сентай провели успешный налет на Рангун. Японцы смогли внезапно атаковать вылетевших на перехват 14 "Томагавков" сбив пять из них.

5 и 7 января 1942 года 77-й сентай участвовал в налетах на Рангун и Моламьяйн, без встреч с противником в воздухе. В ответ 10 января американские "Тигры" атаковали передовой аэродром 77-го сентай в Рахенг уничтожив четыре, а на следующий день еще один Ki-27 на земле.

19 января 1942 года семь истребителей 77-го сентая атаковали "Бленхеймы", прибывшие на аэродром Тавой на юго-востоке Бирмы для эвакуации персонала сбив один из них и повредив истребитель сопровождения "Буффало". Утром 20 января летчики 77-го сентай при штурмовке аэродрома Молмьяйн сбили два взлетавших на перехват "Буффало". В середине того же дня восемь Ki-27 при сопровождении легких бомбардировщиков встретили группу из шести "Бленхеймов", сопровождаемых шестью американскими "Томагавками". В произошедшем бою был сбит один Ki-27 его летчик лейтенант Судзуки Сигеру погиб, у американцев был сбит один P-40 и еще один получил повреждения.

Лучший ас 77-го сентай Ёсира Кувабара на Ki-27 ведет бой с Брюстер «Буффало».
Лучший ас 77-го сентай Ёсира Кувабара на Ki-27 ведет бой с Брюстер «Буффало».

23 января 1942 года при сопровождении бомбардировщиков в очередном налете на Рангун истребители 77-го сентай заявили об уничтожении восьми "Томагавков" (на самом деле трех). На следующий день летчики 77-го полка при сопровождении легких бомбардировщиков при налете на аэродром Мингаладон впервые встретились в воздухе с "Харрикейнами", заявив об одном сбитом "Томагавке", хотя реально англичане потерь не понесли.

Сравнение максимальной скорости Ki-27 с основными "конкурентами" и оппонентами во время боевых действий в Бирме в 1941-1942 гг. Уже начинает чувствоваться некоторое отставание от самолетов противника.
Сравнение максимальной скорости Ki-27 с основными "конкурентами" и оппонентами во время боевых действий в Бирме в 1941-1942 гг. Уже начинает чувствоваться некоторое отставание от самолетов противника.

28 января 1942 года 27 истребителей Ki-27 77-го сентай и 10 Ki-27 50-го сентай совершили вылет в район Рангуга для поиска и уничтожения авиации противника в воздухе. В очередной раз благодаря "прекрасному" взаимодействию японские полки разрозненно вышли в район выполнения задачи. В бою с 16 "Томагавками" и двумя "Харрикейнами" летчики 77-го сентая сбили один P-40 но потеряли три своих самолета вместе с летчиками, в том числе командира 2-го чутай капитан Мацудо Мицухиро. Командир 1-й эскадрильи американских добровольцев Роберт Санделл на подбитом "Томагавке" совершил вынужденную посадку на аэродром. Только он успел покинуть самолет, как его таранил лейтенант Ямомото Канекити, получивший в бою повреждение двигателя и видимо не рассчитывавший дотянуть до своего аэродрома.

Обломки Ki-27 77-го сентай на котором 28 января 1942 года лейтенант Ямамото таранил P-40C на аэродроме Мингаладон.
Обломки Ki-27 77-го сентай на котором 28 января 1942 года лейтенант Ямамото таранил P-40C на аэродроме Мингаладон.

29 января 1942 года 20 Ki-27 77-го сентай во главе с командиром полка майором Хироси Ёсиока совершили очередной вылет в район Рангуна проведя бой с восемью "Томагавками" и шестью "Харрикейнами". Обе стороны заявили по 14 побед, но союзники потеряли два "Томагавка", а японцы три Ki-27. Он из японских летчиков на побитом самолете таранил стоящий на аэродроме "Бленхейм".

Командир 135 эскадрильи лейтенант Фрэнк Керри сбивает Ki-27 77-го сентай 29 января 1942 года. Художник Ivan Berryman.
Командир 135 эскадрильи лейтенант Фрэнк Керри сбивает Ki-27 77-го сентай 29 января 1942 года. Художник Ivan Berryman.
Английские солдаты убирают обломки Ki-27 оставшегося неизвестным летчика 77-го сентай, пытавшегося таранить стоявший на аэродроме Мингаладон бомбардировщик "Бленхейм". Бомбардировщик существенных повреждений не получил, в правой части снимка видна его носовая часть и винт.
Английские солдаты убирают обломки Ki-27 оставшегося неизвестным летчика 77-го сентай, пытавшегося таранить стоявший на аэродроме Мингаладон бомбардировщик "Бленхейм". Бомбардировщик существенных повреждений не получил, в правой части снимка видна его носовая часть и винт.

4 февраля 1942 года 13 истребителей 77-го сентай сопровождали 17 легких бомбардировщиков Ki-30 при налете на аэродром Таунгу. Было заявлено об уничтожении шести "Харрикейнов" в воздухе и обного "Бленхейма" на земле, хотя реально только один "Харрикейн" получил повреждения. 6 февраля 1942 года 25 истребителей 77-го сентай и 50-го сентай провели очередной бой над Рангуном с 14 "Томагавками" и "Харрикейнами". Обе стороны потеряли по одному истребителю. Самолет командира полка майора Хироси был поврежден но смог сесть на захваченном 31 января японскими войсками аэродроме Моламьяйн. 7 февраля 1942 года 22 истребителя 77-го сентай вновь вылетели в Рангун где провели бой с десятью "Харрикейнами" потеряв один Ki-27 (лейтенант Беппу погиб), еще один подбитый Ki-27 сел на вынужденную посадку на аэродром Моламьяйн.

Рейд на Рангун с японской почтовой карточки. Видны четко узнаваемые "убегающие" от Ki-27 "Харрикейны", с жирным черным дымным шлейфом падает "Буффало". На заднем плане "облако" Ki-21 и дымки от разрывов зенитных снарядов.
Рейд на Рангун с японской почтовой карточки. Видны четко узнаваемые "убегающие" от Ki-27 "Харрикейны", с жирным черным дымным шлейфом падает "Буффало". На заднем плане "облако" Ki-21 и дымки от разрывов зенитных снарядов.

21 февраля 1942 года в ходе боев за прорыв британской обороны на реке Салуин 23 истребителя 77-го сентай прикрывали 12 бомбардировщиков Ki-30 из 31-го сентай оказывающим поддержку своим войскам. У переднего края оказалась группа из шести "Томагавков" и четырех "Бленхеймов", также пытавшихся оказать поддержку своим войскам. Японские истребители атаковали противника, обе стороны заявили о победах, но реально получили повреждения один Ki-27 и два "Томагавка". Два "Бленхейма" были сбиты огнем с земли.

25 февраля 1942 года в район Рангуна вылетело 23 истребителя 77-го сентай, 21 Ki-27 из 50-го сентай и три Ki-44 из 47-й чутай. По результатам произошедшего боя с шестью "Харрикейнами" и тремя "Томагавками" японская сторона заявила о 16 победах (в т.ч. 11 - летчики 77-го сентай), в то время как фактически союзники потерь не понесли. Во второй половине этого же дня истребители 77-го полка сопровождали бомбардировщики Ki-48 из 7-го сентая уничтожившие в Рангуне на земле один "Лисандер" и повредивших шесть "Бленхеймов". Поднявшиеся на перехват 24 истребителя союзников заявили об уничтожении 25 японских самолетов, в то время как реальные потери японцев составили два Ki-27 из 50-го сентай и один бомбардировщик. Один "Томагавк" разбился при посадке.

Руль направления самолета Ki-27 77-го сентай ставший трофеем "Летающих тигров" в 1942 году в ходе боев над Рангуном.
Руль направления самолета Ki-27 77-го сентай ставший трофеем "Летающих тигров" в 1942 году в ходе боев над Рангуном.

На следующий день 26 февраля 1942 года союзники атаковали передовой аэродром базирования Моламьяйн. В результате воздушных боев 77-й сентай потерял один один Ki-27, еще четыре были повреждены.

По состоянию на 2 марта 1942 года в 77-м сентай оставалось 24 самолета, из них исправно было только 14.

6 марта 1942 года 14 истребителей 77-го сентай провели свой последний бой над Рангуном заявив о победе над двумя "Харрикейнами" (два поврежденных самолета 17 эскадрильи RAF смогли сесть но больше не восстанавливались). Один Ki-27 получил повреждения но смог вернуться на свой аэродром. 8 марта японские войска вошли в брошенную столицу Бирмы.

21 марта 1942 года истребители 77-го сентай сопровождали бомбардировщики в налетах на аэродром Магуэ в центральной части Бирмы. В течение дня было нанесено пять ударов в результате которых из 21 "Харрикейна" к вечеру осталось 12. 77-й сентай потерял в воздушном бою один Ki-27 с летчиком. На следующий день 22 марта в результате еще трех налетов на земле было уничтожено девять "Бленхеймов", три P-40, еще три "Харрикейна" сбили в воздушном бою. Утром 23 марта оставшиеся самолеты союзников эвакуировались в Индию или Китай. Японская авиация стала безнаказанно наносить удары по городам и объектам в центральной и северной Бирме. Паника овладела сначала местными жителями, бежавшими при появлении самолетов с красными кругами в джунгли, а следом за ними разбегались полицейские, железнодорожники, многие военнослужащие местных войск стали переходить на сторону японцев. Завершение захвата Бирмы стало вопросом ближайшего времени.

Редкий кадр кинохроники - Ki-27 над Магуэ 21 марта 1942 года.
Редкий кадр кинохроники - Ki-27 над Магуэ 21 марта 1942 года.

К середине апреля 1942 года аэродром Магуэ был захвачен наступающими японскими войсками и почти сразу на него перебазировался 77-й сентай. С этого времени полк в активных боевых действиях не участвовал, обеспечивая ПВО тыловых районов.

Боевой путь 77-го сентай в Бирманской кампании
Боевой путь 77-го сентай в Бирманской кампании

В июне 1942 года 77-й сентай был возвращен в Манчжурию на аэродром Лонжэнь на восстановление боеспособности.

Источники:

Richard L. Dunn. Double Lucky? The Campaigns of the 77th Hiko Sentai // 2005. URL: http://www.warbirdforum.com

Ikuhiko Hata, Yashuho Izawa, Christopher Shores. Japanese Army Fighter Aces: 1931-45. Stackpole Books, 2012. – 368 p. – (Stackpole Military History Series).

Bernard Baëza. Arawasi, les «Aigles Sauvages» de l’armée impériale japonaise. Quatrieme partie. // Avions Avions. — 2017. — Novembre-decembre (no 220). — P. 6—22.

Материалы сети "Интернет".