Продолжаю серию статей о речи детей по возрастам. Сегодня про возраст от 4 до 5.
Речь четырехлетки разнообразнее, правильнее и богаче, чем еще полгода назад.
Звукопроизношение
В норме дети овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произносит звук [р] в слове баран, и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. Принято считать, что пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса В этом возрасте дети уже улавливают в речи взрослых различные интонации и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа, и умеют говорить шепотом.
Формирование навыков звукового анализа
Новым в возрасте пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, подбирать слова с заданным звуком. Так развиваются простейшие формы звукового анализа.
Словарный запас
На пятом году жизни у детей увеличивается активный словарь. В среднем он достигает 3000 слов. Это позволяет ребенку точнее выражать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми. Часто пятилетние дети придумывают свои слова, если не находят подходящих, используют приставки и суффиксы для образования новых слов по подобию знакомых. У многих проявляется внимание к звуковому оформлению слова: они слышат и находят созвучные пары слов (мишка-книжка, капот-бегемот, маска-каска) и составляют небольшие стихи. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Грамматический строй речи
Эта сторона речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи красный машинку!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вОда», «болит рУка».
Связная речь
Дети начинают овладевать монологической речью. В норме ребенок этого возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животное или игрушку, рассказать об изображенном событии на картинке или по серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз. Его речь все чаще включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Как развивать речь ребенка с 4 до 5 лет
Если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо говорил, его речь нужно развивать.
Во-первых, ему необходимо читать. Во время слушания у ребенка расширяется словарный запас, формируется грамматический строй речи и звуковая сторона.
Во-вторых, для развития речи можно использовать специальные игры.
1. «Отгадай, что там?» В коробочку, шкатулку или мешочек положить предметы разной формы и качества. Не показывая ребенку предмет, просто описывать его. Если отгадано, то дарить или просто показывать, и, конечно, хвалить за правильный ответ. План описания предмета на картинке ниже.
2. «Чего не стало? Опиши». Можно ставить на стол несколько игрушек, а затем их убирать и спрашивать ребенка, какой не стало. Затем просить описать ее и возвращать на место. Менять местами и продолжать игру.
3. Задавайте простые вопросы: «Что за окном? У кого в руках книга? Какой свитер у папы?» - это поможет понять ребенку правильность его мыслей.
4. Игры в профессии также очень хороши в таком возрасте.
В четыре года ребенок вполне может рассказать, чем занимаются его родители. Может, но далеко не всегда знает. Для этого нужно посвятить его в курс дела, рассказать, что конкретно делает папа на работе и как. Если есть возможность, то стоит провести короткие экскурсии на место работы мамы, папы, бабушки или деда.
- Магазин. В магазине продают товары, взвешивают, насыпают, показывают. Поиграйте в игру «магазин», можно применить фантазию и взять некоторые вещи с вашей полки для создания настоящего прилавка. Ребенку понравится. Просите его описывать предмет, который он хочет купить.
- «Парикмахер-визажист», в ход пойдут ваши помады, лаки, заколки. Дайте ребенку волю, пусть это будет самый прекрасный макияж и прическа в вашей жизни.
Таким образом, можно рассказать о многих профессиях. Ребенок пополнит свой словарный запас, и будет радовать вас своими знаниями.
5. Игра с картинками. В этом возрасте ребенок может путать сходные по звучанию слова. Это происходит из-за несовершенства фонематического слуха. Для его развития можно играть так. Распечатайте картинки со схожими по звучанию словами. Попросите найти и показать, где мишка, а где шишка, где машина, а где малина.
Можно к одной картинке подобрать три похожих слова, и попросить назвать правильное, например: Это мишка, шишка, или фишка ? Это дом, гном или ком?
6. Исполнение и слушание и драматизация песен. Песни - отличное средство развития голоса, речевого дыхания, тембра детей и хорошая проверка слуха.
Начинайте с простых детских песенок, пойте немного, чтобы песня не надоела. Если ребенок хрипит, остановитесь, сделайте паузу. Также хороши игры с музыкальным сопровождением.
Найдите баночку, положите туда крупу, вот вам и новый инструмент. Можно купить в магазине металлофон, бубен или другие музыкальные инструменты, устройте семейный концерт, это вызовет море положительных эмоций.
7. Драматизация. Все малыши так или иначе подражают взрослым. Попробуйте вместе различные варианты произношения, например, от лица какого-то персонажа: Начните со сказки Три медведя, где одну и ту же фразу Кто сидел на моем стуле медведи говорят на разные голоса. Попросите узнать, чьим голосом вы сейчас говорите. Поменяйтесь местами, пусть ребенок говорит голосом персонажа, а вы догадаетесь, чьим. Потом это будет кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга. Выбирайте яркие интонации, это поможет ребенку различать и угадывать их. При чтении старайтесь говорить интересно, не монотонно, замедляя или ускоряя темп, громче или тише, в зависимости от сюжета.
8. «Скажи тихо». Если ваш малыш привык громко голосить, то попробуйте поиграть и поговорить с ним шепотом, такие упражнения помогут успокаивать ребенка, регулировать свое состояние и свой голос. Выбирайте выразительные яркие сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь». В таких сказках есть повторения, специально, чтобы малыш учился проговаривать и запоминать. Используйте пальчиковые игрушки, сделанные своими руками. Дайте волю фантазии, и у вас все обязательно получится.
9. Выполняйте с ребенком артикуляционную гимнастику. Она поможет укрепить мышцы, научит быстрому переключению, что при отсутствии серьезных нарушений у ребенка поможет значительно улучшить звуковую сторону речи.
Динамические подготовительные упражнения (подвижные)
1. «Часики»
*улыбнуться
*открыть рот
*кончик языка, как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой
2. «Лошадка»
*растянуть губы
*приоткрыть рот
*поцокать узким языком, как цокают копытами лошадки
3. «Качели»
*улыбнуться
*открыть рот
*кончик языка за верхние зубы
* кончик языка за нижние зубы
4. «Дятел»
*улыбнуться
*открыть рот
*кончик языка за верхними зубами, ударяется об альвеолы (бугорки за верхними зубами): «ды-ды-ды»
5. «Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
6. «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
7. «Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
8. «Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.
Подготовительные упражнения, статические (неподвижные)
1. «Улыбочка». Губы растянуты в улыбке. Уголки губ вверх, держать 10-15 сек.
2. «Заборчик». Губы улыбаются, зубы обнажены, держать 10-15 сек.
3. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10-15 сек.
4. «Чашечка»
*улыбнуться
*широко открыть рот
*высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т. е. приподнять кончик языка.
5. «Иголочка». Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед, удерживать 10-15 сек.
4. «Горка»- губы в улыбке, рот открыт
*кончик языка упирается в нижние зубы
*выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
5. «Рупор». Губы рупором, держать 10-15 сек.
Ставьте 👍, если дочитал до этого места 😊
Другие статьи по теме ищите на канале «Логопед дает совет»