Всем добрый день!
Сегодня мы побываем у истоков инженерного чуда уралмашевцев - месте, где начиналась монорельсовая дорога. Монорельс был построен в 1943 году для вывоза лесоматериала на нужды Уральского завода тяжелого машиностроения. Руководил лесозаготовками в Красном Александр Дмитриев, из числа прибывших сюда спецпереселенцев Украины и Центральной России. Часть местных жителей происходит из числа рабочих ст. Исеть (!) [1]. По окончании войны потребность в столь экстравагантном способе транспортировки грузов отпала, но память о нём жива. Технические характеристики подвижного состава и самого "полотна" приведены в ссылке выше.
Место, которое отражено на современном снимке, расположено чуть дальше самой станции, по одной простой причине - на месте старой станции располагается военный полигон, где испытывается вооружение с 1942 года. Понятное дело, что на военном полигоне осуществляется строгий пропускной режим, и мы решили запечатлеть пос. Красный с другого ракурса.
Сейчас в этом месте копают фундамент, по словам местных жителей, для строительства спортивного центра.
В этом поселке также заканчивалась известная уралмашевская ж. д. ветка, построенная сюда в 1933 году.
На месте этой обширной поляны посреди поселка находилось несколько путей, на которых стояли грузовые вагоны. Само поселение возникло в конце 1920-х в 403 лесоквартале, так оно и называлось до 1943, пока ему не дали статус поселка. Лес для Уралмашзавода вывозили с 13 лесного квартала, он расположен в сторону пос. Молодежный [2].
По такому рельсу на переделанных мотовозах с газовыми генераторами вывозили лес из-под Красного.
Впоследствии в поселке появился филиал Уралмашзавода, который в годы "прихватизации" распался на небольшие местные предприятия.
Близ поселка также добывали торф, и на подъезде к Глубокому Логу уралмашевская ветка пересекала узкоколейку, к которой в Красном быи сделаны эстакады для выгрузки торфа.
Ссылки:
1) Дулепова С. Красный: от квартала до поселка // Наш край верхнепышминский. Вып. 2. 2012. С. 36-38.
2) Агеев С.С. Неизвестный Уралмаш. История и судьбы: 1933-2003. Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2003.
#техника и новации
#технические достижения
#промышленный комплекс урала
#железные дороги урала
#уральские заводы