Краснознамённый Черноморский флот (ЧФ, КЧФ) — оперативно-стратегическое объединение ВМФ на Чёрном море, являющееся преемником Черноморского флота СССР и Черноморского флота Российской империи. Как составная часть ВМФ и Вооружённых Сил Российской Федерации в целом является средством обеспечения военной безопасности России в регионе Чёрного моря и Средиземного моря. Вместе с Краснознамённой Каспийской флотилией входит в состав Южного военного округа.
Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своём составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, морскую пехоту, части сухопутных и береговых войск.
Штаб Черноморского флота располагается в Севастополе.
История
Черноморский флот был основан в 1783 году по указу императрицы Екатерины II после присоединения к Российской империи Крыма. Ядром его стали корабли Азовской и Днепровской военных флотилий, созданных во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов.
13 мая 1783 года 11 кораблей Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, расположенную на юго-западном берегу Крымского полуострова, где был заложен Севастополь, ставший главной базой флота, а с 1804 года — и главным военным портом. В 1784 году сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. В память об этом ежегодно 13 мая отмечается День основания российского Черноморского флота.
В 1785 году утверждён был первый штат Черноморского флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 24 транспортных судов, и личного состава в количестве 13 500 человек. Для управления флотом в Херсоне было создано Черноморское адмиралтейство.
Флот развивался и рос быстрыми темпами, и уже в 1787 году насчитывал в своём составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов.
В 1787 году Османская империя, не смирившаяся с потерей Крыма, предъявила России ультиматум с требованием возвратить полуостров. Россия ответила отказом. Так началась Русско-турецкая война, в которой Черноморский флот принял боевое крещение и нанёс османскому флоту крупные поражения, несмотря на его существенное численное превосходство.
Во время Крымской войны эскадра Черноморского флота одержала блестящую победу в Синопской бухте (18 ноября 1853 года), разбив 15 вражеских кораблей из 16. А во время обороны Севастополя моряки-черноморцы, сойдя на берег и затопив свои корабли, 349 дней доблестно сражались на бастионах города.
Поражение в Крымской войне и невыгодные условия Парижского мира 1856 года лишили Россию возможности содержать военный флот и военно-морские укрепления на Чёрном море. Однако после франко-прусской войны 1870—1871 годов, вызвавшей падение французской монархии, русское правительство приступило к постепенному восстановлению своего военного присутствия в регионе.
Тем не менее, к началу русско-турецкой войны 1877—1878 годах Россия не имела на Чёрном море полноценного флота, оказавшись в заведомо невыигрышном положении в сравнении с противником. В результате в мае 1877 года эскадра из 5 турецких броненосцев беспрепятственно подошла к Сухуму, подвергнув его сильной бомбардировке, вследствие чего русские войска были вынуждены оставить город вплоть до конца августа.
Во второй половине 1880-х годов, в рамках принятой правительством в 1881 году 20-летней судостроительной программы, началось строительство серии барбетных паровых броненосцев для Черноморского флота. С 1889 по 1894 год в строй были введены однотипные барбетные броненосцы «Екатерина II», «Чесма», «Синоп» и «Георгий Победоносец», а в 1892 году — отличавшийся от них по конструкции барбетный броненосец «Двенадцать апостолов». К началу XX века их дополнили более совершенные башенные броненосцы «Три Святителя», «Ростислав», крейсер «Память Меркурия», а также многочисленные миноносцы и минные крейсера.
Перед началом Первой мировой войны, помимо вышеперечисленных броненосцев, в составе Черноморского флота имелись паровые броненосцы «Пантелеймон» (быв. «Князь Потёмкин Таврический»), «Иоанн Златоуст» и «Евстафий», бронепалубные крейсера «Очаков», «Память Меркурия-II» (быв. «Кагул»), «Алмаз». Достраивались новейшие дредноуты «Императрица Мария», «Император Александр III», «Императрица Екатерина Великая», а также подводные лодки и эскадренные миноносцы типа «Новик». К началу Первой мировой войны 1914-18 годов Черноморский флот насчитывал в боевом составе 46 кораблей различных классов (почти втрое меньше, чем Балтийский флот). В нём имелось 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 13 эскадренных миноносцев, 13 миноносцев, 5 подводных лодок, 3 канонерские лодки, 2 минных заградителей, 1 посыльное судно, а также большое количество вспомогательных судов.
Во время Первой мировой войны Черноморский флот представлял собой грозную силу и контролировал всю акваторию Чёрного моря, а также оказывал поддержку Румынскому и Кавказскому фронтам. Во время походов к Босфору и берегам Турции флот совместно с ВВС проводил успешные военные операции по затоплению и захвату вражеских кораблей. К 1917 году Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, в том числе 2 линкора, имел транспортную, подводную, миноносную флотилии. Личный состав флота на 1 января 1917 года состоял из 41914 матросов (подсчёт С. Хесина, другие авторы дают иные цифры), а также 1463 морских офицеров. Серьёзный удар по боеспособности флота нанесла Февральская революция, а после Октябрьской — Черноморский флот окончательно потерял боеспособность. В ночь на 30 ноября 1917 года произошло первое убийство офицера подчинёнными, а в ночь на 16 декабря 1917 года на Малаховом кургане были расстреляны матросами две группы офицеров (15 человек).
Пункты базирования корабельного состава Черноморского флота:
- Севастополь
- Феодосия
- Донузлав
- Новороссийск
Корабельный состав Черноморского флота:
1. 30-я дивизия надводных кораблей
- ФР "Адмирал Григорович" ( Бортовой номер 494)
«Адмирал Григорович» — головной фрегат проекта 11356Р, состоящий на вооружении Черноморского флота России ВС России.
Фрегат входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей. Наименован в честь адмирала Григоровича, военно-морского министра России в 1911 — 1917 годах.
- ФР "Адмирал Эссен" ( Бортовой номер 490)
«Адмирал Эссен» — второй фрегат проекта 11356Р, состоящий на вооружении Черноморского флота ВС России.
Корабль входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей. Наименован в честь адмирала Российского императорского флота, командующего флотом Балтийского моря во время Первой мировой войны Николая Оттовича фон Эссена (1860—1915).
- ФР "Адмирал Макаров" ( Бортовой номер 499)
«Адмирал Макаров» — третий фрегат проекта 11356Р, состоящий на вооружении Черноморского флота России. Корабль входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей.
Назван в честь вице-адмирала Российского императорского флота Степана Осиповича Макарова.
- СКР "Пытливый" ( Бортовой номер 868)
«Пытливый» — сторожевой корабль проекта 1135М, состоявший на вооружении ВМФ СССР и в настоящее время состоящий на вооружении Черноморского флота России.
Входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей.
- СКР "Ладный" ( Бортовой номер 861)
«Ла́дный» — сторожевой корабль проекта 1135, состоявший на вооружении ВМФ СССР и в настоящее время состоящий на вооружении Черноморского флота России.
Входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей.
2. 197-я бригада десантных кораблей
- БДК "Николай Фильченков" (Бортовой номер 152)
«Николай Фильченков» — Построен в Калининграде в 1974—1975 годах под заводским номером 304, второй в четвёртой группе кораблей и последний построенный корабль данного проекта.
- БДК "Орск" (Бортовой номер 148)
Большой десантный корабль «Орск» — большой десантный корабль проекта 1171. Построен в Калининграде в 1967—1968 годах под заводским номером 069.
- БДК "Азов" (Бортовой номер 151)
Большой десантный корабль «Азов» — большой десантный корабль проекта 1171. Построен в Калининграде под заводским номером 151.
- БДК "Новочеркасск" (Бортовой номер 142)
Новочеркасск» (БДК-46) — большой десантный корабль проекта 775 (775/II), состоящий на вооружении Черноморского флота ВМФ России.
Предназначен для высадки морского десанта на необорудованное побережье и переброски морем войск и грузов. Способен транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Первоначально имел бортовой номер 108, а с 1 мая 1989 года ему был присвоен бортовой номер 142.
- БДК "Цезарь Куников" (Бортовой номер 158)
«Цезарь Куников» (БДК-64) — большой десантный корабль проекта 775 (775/II), состоящий на вооружении Черноморского флота ВМФ России (Севастополь, 197-я бригада десантных кораблей 30-й дивизии надводных кораблей). Бортовой номер — 158.
По одним данным — 10 мая 1989 года, по другим — в 1991 году БДК-64 получил имя в честь Героя Советского Союза Цезаря Львовича Куникова.
Подшефный корабль города Зеленограда (с 1998 года) и Челябинской области (с 2011 года).
Если Вам понравилась часть статьи, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение и новые не менее интересные статьи!