Хочу поделиться с Вами - интересным случаем.
Сразу, Вспоминаю - Эрика Берна, и его монографию - Игры в которые играют люди.
Порой людские игры - весьма жёсткие ..
Нечто вроде «Опасные игры», авторства Шадэрло Д’Лакло, только уже - в наши дни..
Рассказываю клинический кейс:
На приём обратилась женщина, зрелого возраста. Запрос был на то, что она испытывает приступы немотивированной тревоги и страха.
Мы начали сессию с уточнения запроса. Когда появились приступы впервые.
Выяснилось, что приступы начали появляться в последние два года, но участились после поездки - корпоратива на прошедших выходных.
Я попросил рассказать клиентку, а что произошло на корпоративе?
Люди отдыхали, общались, принимали вино и вели разговоры по душам.
-Уточню, с кем вы разговаривали и что запомнилось?
Оказалось, что зашёл разговор с коллегой о семье и про мужа, дочь.. и прозвучал вопрос: -«А, почему дочь - одна»?
Клиентка немного опешила от такого вопроса. Вежливо перевела разговор в русло домашних забот, а мысль не смогла отпустить.
- почему эта мысль вам не даёт покоя? О чем вы подумали? Расскажите мне.
- Вы, знаете, я задумалась о варианте - «Запасная дочь»..
- Что значит «запасная»?! Давайте разберём - что вы вкладываете в это понятие?
- Я испугалась за дочь..
- Почему? Чем вызван страх? Вы сталкивались с какой-то ситуацией ранее?
- Да… у близкой подруги два года назад трагически погиб сын в возрасте 19ти лет, я была на его похоронах и поддерживала подругу, как могла..
- И? Что вы ощущали дальше?
- Я стала тревожиться, переживать и бояться за дочь, что вдруг могу ее внезапно потерять.. и у женщины полились слёзы..
Я дал ей салфетки и .. время ей успокоится и перевести дыхание.. чтобы этот эмоциональный инсайт реализовался, обнулился.
Вспоминая технику, описанную Ирвином Яломом в книге - Когда Ницше плакал
(проработка травмирующей ситуации приводит в ее закрытию), посчитал необходимым - проработать выявленный запрос клиентки на пережитую ей травмирующую ситуацию «со смертью сына подруги», которая давила «нереализованностью» и аккумулировала ее переживания, и камуфлировала ее скрытые тревоги.
Также, Согласно клиническому подходу Блюмы Вульфовны Зейгарник
- «любые нереализованные не завершённые действия в системе - требует - реализации», создавая напряжение, и приводя к внутренним конфликтам.
С согласия клиентки, было принято решение - провести ретроспективный разбор травмирующей ситуации и провести технику стабилизации клиентки. Мы вместе детально проработали ситуацию. Мы проработали ее ощущения, проанализировали ее реакции и ответные эмоции. Оценили реальные риски. Поведение. Проработали ее убеждения. Проработали и «перенос страха». Нашли контр убеждения и подкрепления к ним. Обсудили техники дистанцирования и личной стабилизации .
Клиентка сразу выровнялась по эмоциональному фону, и стала мне улыбаться в ответ.
Далее, с ее разрешения и согласия, мы обсудили тактику - проработки личных границ и ее поведения по блокировке - абьюзивных проявлений в разговоре с коллегами и близкими.
В конце сессии, мы обсудили техники стабилизации при панических приступах. Вместе Попрактиковались: Дыхание. Заземление. Переключение ощущений.
Определили вариант регулярного ведения эмотивного дневника, с фиксацией в нем своих ощущений, событий и мыслей.
И, договорились с клиенткой о следующей встрече.
Ps: Получено согласие клиента на представление данного случая для разбора.
Автор: Павлинич Сергей Николаевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru