Кто не знает этот самолёт? Узнаваемый силуэт с обратной стреловидностью крыла, сделал Су-47 символом нашей авиации на рубеже тысячелетий.
Данное крыло даёт множество преимуществ. Возрастает манёвренность и подъёмная сила на малых скоростях. Но это приводит и к тому, что сильно возрастает нагрузка на крыло.
Су-47 являлся прототипом истребителя 5 поколения и летающей лабораторией для отработки новых технических решений, что были применены на Су-57.
Как же появилась такая удивительная машина?
В конце 70-х годов в ОКБ МиГ была начата разработка истребителя следующего поколения, что, в будущем, должен был прийти на смену МиГ-29.
Но и ОКБ Сухого решили не отставать, и начали разработку своего истребителя следующего поколения в инициативном порядке.
Разработка была начата в 1983 году. Создаваемый самолёт получил индекс С-22. Истребитель должен быть иметь крыло обратной стреловидности, и переднее расположение горизонтального оперения (схема "Утка"), что вкупе придали бы новому истребителю сверхманёвренность. Предполагалась установка 1 двигателя с прямоугольным соплом. Масса истребителя в снаряженном состоянии оставалась бы в пределах 24 тонн.
Интересно, что аналогичную схему использовали и на американском опытном самолёте Х-29, что также создавался в 80-е годы и использовался для отработки решений для истребителя следующего поколения.
Но в процессе разработки С-22 стало понятно, что всего 1 двигателя недостаточно для такой машины. Самолёту просто бы не хватало мощности. В итоге, вместо неудачного проекта С-22, была начата разработка истребителя с 2 двигателями, получившего индекс С-32.
Кроме двухдвигательной компоновки, самолёт получил дополнительные стабилизаторы в хвостовой части.
В качестве силовой установки должны были использоваться 2 двигателя Р-79М с 1 прямоугольным соплом. Сопло имело отклоняемый в одной плоскости вектор тяги. Прорабатывался вариант и с 2 соплами (как на американском истребителе F-22).
Был и вариант установки разрабатываемых тогда двигателей АЛ-41Ф, чьи модификации сейчас ставятся на Су-35С, Су-30СМ2 и Су-57.
С-32, согласно проекту, должен был иметь наиболее современное радиоэлектронное оборудование и вооружение. Предполагалось и использование радиопоглощающего покрытия, что снижает заметность самолёта в радиоспектре. А новое катапультное кресло снижало бы воздействие перегрузок на лётчика. 2 мощных двигателя позволяли бы С-32 летать на сверхзвуке в крейсерском режиме.
Су-27КМ. Корабельный модернизированный
В конце 80-х годов уже появился палубный истребитель Су-33. Но палубный истребитель следующего поколения должен был нести больше сложного оборудования, что непременно привело бы к росту взлётной массы.
Как обеспечить взлёт более тяжёлого самолёта при неизменных параметрах лётной палубы авианосца? Было необходимо, чтобы новый палубный истребитель обладал большей подъёмной силой на взлёте. Для решения этой задачи, хорошо подходила схема с крылом обратной стреловидности, как на разрабатываемом тогда С-32.
Конструкторы из ОКБ Сухого работали на перспективу, предложив в 1988 году инициативный проект Су-27КМ, что являлся палубной версией С-32. Су-27КМ, в будущем, должен был прийти на смену Су-33.
Самолёт должен был иметь складное крыло, посадочный гак, массу в пределах 40 тонн. Должен был быть способен применять вооружение как по воздушным, так и по наземным и надводным целям. Вооружение должно было быть расположено как на внешней подвеске, так и во внутреннем отсеке.
Некогда инициативный проект был с восторгом принят флотом, и получил поддержку и финансирование. Но уже в 1989 году, вместе с закрытием многих других оборонных программ, под сокращение попал и Су-27КМ.
С-37 "Беркут"
Но в ОКБ Сухого и не думали прекращать работы по истребителю с крылом обратной стреловидности. Они снова продолжались в инициативном порядке.
В 1989 году была начата разработка нового самолёта, получившего индекс С-37. Он во многом повторял Су-27КМ, но уже не предусматривал базирование на авианесущих кораблях.
А в 1997 году был построен первый лётный прототип С-37, вскоре произвёдший настоящий фурор в мире авиации. Впоследствии он был переименован в Су-47 и получил имя "Беркут".
На С-37 стоят 2 двигателя Д-30Ф6, как на перехватчике МиГ-31. На серийных Су-47 предполагалось использование более мощных двигателей Р-179-300. Каналы воздухозаборников выполнены S-образными, что скрывает лопатки компрессоров двигателей и снижает заметность самолёта для РЛС противника.
Планер изготовлен с широким применением композитных материалов и способен выдерживать гораздо большие нагрузки, по сравнению с планером Су-27. Су-47 имеет и радиопоглощающее покрытие, что снижает заметность в радиоспектре.
Так как С-37 это был прототип, многие системы не были установлены. Но в случае запуска в серию, серийные Су-47 должны были бы нести наиболее продвинутое бортовое оборудование и вооружение, что впоследствии появилось на Су-35С.
К сожалению, Су-47 так и остался опытной машиной. Предпочтение было отдано развитию семейства Су-27, в результате чего и появился Су-35С.
Почему Су-47 так и не стал серийной машиной?
Крыло обратной стреловидности, несмотря на свои преимущества, имеет и множество недостатков. Сверхманёвренность, во многом, обеспечивается возросшей нагрузкой на крыло. Крыло с обратной стреловидностью склонно к скручиванию и последующему разрушению на больших скоростях. Это называется эффектом упругой дивергенции.
Именно поэтому, при создании Су-47 широко применялись композитные материалы, что позволило создать крыло с большей прочностью, но без роста массы. Но при полёте на сверхзвуковых скоростях, ресурс планера, всё равно падает гораздо быстрее.
То есть, с точки зрения ресурса, крыло обратной стреловидности, сильно проигрывает "обычному" стреловидному крылу. И это, несмотря на применение новейших материалов.
Сверхманёвренности можно достичь не только за счёт крыла с обратной стреловидностью. На Су-37 впервые были применены сопла с отклоняемым в 2 плоскостях вектором тяги. Аналогичные сопла стоят и на современных строевых Су-35С и Су-30СМ.
Но опыт, полученный при разработке и эксплуатации Су-47, не пропал даром и был использован при создании Су-57. В частности, внутреннего отсека для вооружения. Для отработки решений, что впоследствии будут применены в отсеке вооружения Су-57, отсек Су-47 был доработан, чтобы соответствовать таковому на Су-57.
Подводя итог, хочется сказать что Су-47, несмотря на то что он так и остался опытной машиной, оставил огромный след во всей мировой истории авиации, став одним из символов России.
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!
Рекомендую подписаться и на канал "Броня Урала" с обзорами вооружения и бронетехники: