21 сентября президент Владимир Путин объявил о частичной мобилизации граждан. В Иркутской области сразу же началась кампания по призыву на военную службу резервистов. Журналист IRK.ru побывала у военкомата и пообщалась с мужчинами, призванными на службу. 14:15. Подъезжаем к военному комиссариату на Пискунова, 147. Переулок плотно заставлен машинами. На въезде и выезде образуются пробки. Решаем припарковаться подальше и пройти пешком несколько метров. На подходах к военкомату видим небольшие группы людей. В основном это семьи, которые пришли поддержать мужей и отцов. Знакомимся.
Анна: «Повестка мужу пришла в пятницу, сегодня уже с вещами. Я почему-то спокойная была по началу, сама не верила, сейчас даже не знаю, чего ожидать. Шок, наверное. Муж танкист-наводчик. Самая востребованная сейчас специальность. Работает электриком. Не ожидали, конечно. Но все поддерживают, звонят. Сложили все самое необходимое: медикаменты, теплые вещи, воду и еду на первое время. Будем ждать живым и здоровым. Всем женам хочу сказать: сейчас нельзя показывать свою слабину. Мужьям и так трудно, укрепляйте их дух. Потом поплачем».
Заходим в помещение. В прихожей тесно и душно. Запускают внутрь только мужчин с повестками. Входящие сосредоточены и не слишком разговорчивы. Выходящие или деловиты, или растеряны. Останавливаем молодого парня, в глазах улыбка, в руках — повестка. Получил её сегодня утром и сразу пришёл в военкомат.
– Сколько вам лет? – 24. – А что написано в военном билете? – Механик-водитель. – Когда получили повестку? – Сегодня утром. – И сразу сюда? – Да. – Как семья? – Переживают. – Кто-то из друзей тоже получил повестки? – Нет. – Как настроение? – Боевое!
Мужчина постарше торопится, складывает документы: «Да что тут говорить, надо значит надо! Среди друзей тоже все готовы на 100%. Это как в Великую Отечественную – „Вставай страна огромная!“». Видим еще одного мужчину, выходящего из кабинета с повесткой. На вид лет 45. Руки немного дрожат, осторожно складывает бумагу. На наш вопрос о мобилизации отвечает: «Да, вот 28-го сказали прибыть уже с вещами. Водитель я, пойду собираться. Счастливо!».
Рядом с нами на крыльце в ожидании все два часа простоял руководитель крупной транспортной компании. Название организации просил не упоминать. Искренне переживает за своих коллег, с которыми приехал к военкомату. «Вот где я новых найду? Я их год учил, они за безопасность на транспорте отвечают. Это не шутки. Неправильно это. Должны учитывать специфику», – сетует иркутянин.
Мимо проходит большая семья. Сопровождают мужчину и взрослые, и дети. Торопятся. Успеваем только узнать, что глава семейства разнорабочий, а по военной специальности – механик-водитель. Возникшее напряжение снимает балагур у входа. Смеется: «Да я просто пришел узнать, есть я в списке или нет. Собирать гулянку и вещмешок или к сессии готовиться? Что делать-то?». Стоящая рядом девушка подхватывает: «Да что тут говорить. Здесь все молодцы, если пришли. Страшно, конечно, когда мужчин забирают, но страшнее, когда они из страны бегут». Над материалом работали Анна Суркова, Маргарита Романова, Светлана Павлова