Найти тему
Илья Варламов

Астана

С Астаной интересная ситуация складывается. Я ехал туда, зная, что она мне не понравится. Впервые с городом я познакомился 18 лет назад, когда в институте готовил доклад про японского архитектора Кисё Курокаву. Как раз по генеральному плану Астаны, который он разрабатывал, и был доклад. Тогда мне пришлось подробно изучить планировку и архитектуру города.

Астана - город молодой, столицу туда перенесли только в 1997 году, позже началось активное строительство. Это основная проблема Астаны. Очень сложно построить удобный город с нуля. Впрочем, это проблема всех новых городов. Будь то бразильская Бразилиа или совсем новенький правительственный город Путраджая в Малайзии. Я был во многих подобных городах. Это совершенно чужие человеческой природе огромные пространства, заставленные небоскребами из компьютерных игр. Они не масштабные, неуютные, бездушные.

Ян Гейл в свое время придумал специальный термин «синдром Бразилиа» и еще один – «вертолетный урбанизм». Все это о построенных по плану городах, которые хорошо смотрятся с высоты птичьего полета. Архитектор часто планирует город так, чтобы получился красивый макет, который можно "продать" чиновнику. У Гейла есть очень точная характеристика таким архитекторам: birdshit architects. Архитекторы, подобно птицам, сбрасывают на головы жителей свое дерьмо творчество.

Астану надо рассматривать с самолета… Смотрите, какие красивые парки, проспекты и сады:

-2

Если у вас нет самолета или вертолета, то Астану можно разглядывать из окна большого белого внедорожника. Мчишься по широким проспектам, вокруг блестящие новенькие небоскребы, прямо Дубай. Астана для богатых, молодых и успешных. Астана - это город будущего из фантастического фильма, знаете, где все так красиво, летают футуристические машины, блестят небоскребы, а внизу, на самом нижнем уровне, гетто для неудачников. Здесь можно только телепортироваться из "точки А" в "точку Б". И хорошо, если у тебя есть деньги на посещение «точки Б» и возможность переместится туда побыстрее.

Новая столица нового Казахстана. Выставка достижений нефтегазовой промышленности страны, выставка партийных амбиций. В Астане есть хорошие торговые и развлекательные комплексы, есть хорошие гостиницы и рестораны, есть магазины и клубы. Но для нормальной жизни Астана пока мало пригодна. Ей не хватает «мяса». Может быть, лет через 50-100, если нефтегазовая промышленность и дальше будет позволять строить посреди степей новый мир, Астана постепенно превратится в город. Для этого надо будет раза 3 все снести и построить заново, исправить ошибки. Пока это экспоцентр, показывающий иностранцам, что новый Казахстан может повернуть реки вспять посреди степи построить город.

02. Начнем с печального: акимат (мэрия) Астаны. Большинство зданий настолько бездарны и убоги, что удивляешься вообще, как они могли появиться на свет. Как в столице богатого Казахстана мэрия может выглядеть как привокзальный торговый центр, мне непонятно.

-3

03. Рядом еще какое-то административное здание.

-4

04. Архитектура Астаны слабая и бездарная. Иногда кажется, что большинство зданий срисованы с какой-то компьютерной игры из 90-х.

-5

05. Центр города.

-6

06. Кому-то тут, видимо, нравятся космические темы. Многие здания построены в стиле космо-техно-модерн.

-7

07. С первого взгляда не очень похоже, но это ракеты.

-8

08.

-9

09. Символ Астаны

-10

10. Главный бульвар, тут все гуляют летом.

-11

11. Многие здания проектировались явно школьником в 3Д-Максе. Похоже, внук главного бухгалтера акимата получил заказ.

-12

12. "birdshit architects"... вот очередное бездарное дерьмо упало в старом центре города.

-13

13. У людей есть стереотипы. С детства все помнят, что "сталинские высотки - это круто". Поезд прогресса давно ушел вперед, но у нас до сих пор принято строить что-то помпезно-монументально. Смотрится это глупо и пошло. Как если бы вы в шапке-буденновке ходили по улице.

-14

14. Казахстан хорошо подсел на столетние фантазии советских архитекторов. Впрочем, у нас такое тоже любят. Уверен, какой-нибудь Газпром-Сбербанк-Роснефть с радостью построил бы себе такой офис.

-15

15. Я так понимаю, это реконструкция старых советских панелек?

-16

16. Если у вас уже болят глаза смотреть на архитектуру Астаны, то не заходите под спойлер. Обычно под спойлер прячут фотографии трупов. Я спрячу фотографию одного жилого комплекса...

-17

17. Ну ладно, признаюсь, я такое рисовал на втором курсе МАРХИ, было дело.

-18

18. Российское посольство в Астане находится в таком вот здании. Чтобы не выделяться.

-19

19. После всего этого великолепия обычные спальные кварталы смотрятся шикарно. Просто отдых для глаз.

-20

20. Стоит отметить, что в Астану все же приглашают хороших архитекторов, и в городе есть десяток неплохих зданий, но в общей массе всего этого ужаса их незаметно.

-21

21.

-22

22. Поедем на другой берег, там сохранилась застройка советского Целинограда, который взяли за основу при строительстве новой столицы.

-23

23. Пятиэтажки украсили лепниной. Самое уютное место в городе.

-24

24. В остальном так.

-25

25. Казахи неравнодушны к понтам. Нельзя просто взять и сделать нормальный вход в здание. Как строит дом казах? Идет на рынок и говорит: "Дайте мне самый дорогой материал, который у вас есть!". Ему дают полированный мрамор. Он этим мрамором облицовывает все на свете. Потом наступает зима (а здесь она 9 месяцев в году), и на этом полированном мраморе все падают и разбиваются. Не беда. Ведь можно положить ковер!

-26

26. Уровень заведения можно оценить по перилам и ковру на входе.

-27

27. Если хозяин магазина или кафе разжился кондиционером, то его обязательно надо выставить перед входом.

-28

28. Как и в Алмате, никто не думает об облике города. Каждый оформляет свой магазин или кафе, как хочет. Что происходит за окном, здесь никого не волнует. Помните, что Астана - это только из "точки А" в "точку Б".

-29

29. Так здесь выглядит забота об инвалидах. Написано - сделать пандус, вот и сделали. Красиво? Красиво.

-30

30. Аким велел сделать на тротуарах пандусы. Ну типа безбарьерная среда, важная тема городская. Сделали. Чтобы вдруг никто по этому пандусу не спустился, его отгородили бордюром.

-31

31. Не всем хватает денег, чтобы снять себе магазин на первом этаже, поэтому у кого-то магазин на втором. Достраивают вот такие лестницы.

-32

32. Кто-то украсил вход в свою аптеку.

-33

33. Кто-то забил себе место для парковки.

-34

34. У кого-то места нет, и он ставит машину так, как ему удобно

-35

35. Удобно вот так. У него большой черный внедорожник, а ты почувствуй себя второсортным говном. То есть чувак даже не прижался к обочине. Просто заехал и все.

-36

36. Астана - для молодых и успешных, остальные обойдут.

-37

37. Тротуары? Нет, не слышали. В общем, как в деревне. Дальше своего забора людей мало что интересует. Каждый себе забор красит 3 раза в год, зато общая дорога 10 лет может быть разбита.

-38

38. Как и в любом ненормальном городе, в Астане любят подземные переходы. Они достались ей от советского Целинограда. Чтобы зайти в подземный переход, надо поклониться, так как высота потолков тут 1.60

-39

Мне это напомнило:

-40

39.

-41

40. Говорят, в Астане очень чисто

-42

41. Только не зимой и не везде.

-43

42. Астана - одна из самых холодных столиц мира. Чтобы люди не забывали о лете, на всех заборах принты с зелеными лугами.

-44

43. Остановка

-45

44. В Астане любят утешать себя: "У нас холодно, поэтому пешком никто не ходит". Уровень автомобилизации Астаны - 350 автомобилей на каждые 1000 человек. Город сделан для этих 35%. Остальные 65% должны знать, к чему стремиться.

-46

45. В 2050 году в Казахстане все будет хорошо.

-47

Путешествуйте по местам, где был Варламов! Мои авторские путеводители с рекомендациями и лайфхаками для путешественников:

Тревел-гайды Ильи Варламова