Найти тему

Дом Фаберже: филиал в Москве

Оглавление

Помимо Санкт-Петербурга, прославленный ювелирный дом Фаберже имел филиалы в Москве (с 1887 года), Одессе (с 1900 года), Киеве (в 1905-1910 годах) и Лондоне (с 1903). Сегодня мы поговорим о том, как Карлу Фаберже удалось покорить древнюю столицу, в чем была особенность московского отделения фирмы, какие шедевры там изготавливали и для каких важных клиентов.

Магазин Карла Фаберже в Москве на Кузнецком мосту
Магазин Карла Фаберже в Москве на Кузнецком мосту

«Фаберже и Бо»

Московское отделение фирмы Фаберже было основано Карлом Фаберже при участии его компаньона, подданного Великобритании Аллана Бо, который заведовал всеми без исключения делами: вел бухгалтерию, принимал и увольнял рабочих и служащих, покупал материалы, занимался страхованием имущества, наймом всех помещений и заключением договоров.

В 1901 году Карл Фаберже и Аллан Бо решили учредить торговый дом в Москве, который по закону должен был называться «Фаберже и Бо», но в интересах дела Аллан Бо, видимо, благородно отказался от включения своего имени в название. Фаберже и Бо послали прошение в департамент торговли и мануфактур, где объяснили, что фирма «К. Фаберже» уже широко известна в России и за границей, поэтому включение в ее название «другого лица» создаст у клиентов ощущение, что это новая фирма.

Документ об учреждении торгового дома «К. Фаберже». Москва, 1902.
Документ об учреждении торгового дома «К. Фаберже». Москва, 1902.

Бо, который был «главным устроителем дела» не только в Москве, но и в Одессе, находился у руководства московской фирмой до 1906 года, когда на посту управляющего его сменил Отто Ярке. Впоследствии к управлению филиалом подключился сын владельца — Александра Фаберже, художник, геммолог и знаток искусства.

Ярко, шумно, где все напоказ

Магазин московского отделения фирмы Фаберже находился на «бриллиантовой улице» древней столицы — Кузнецком мосту, в доме Купеческого общества.

Фабриканты старались превзойти друг друга красотою и представительностью зеркальных витрин своих ювелирных магазинов, которые сияли бриллиантами, драгоценными камнями, золотом и серебром, губя «карманы и сердца». Вывески в большинстве своем были украшены огромными двуглавыми орлами — знаками поставщиков высочайшего двора. Открывая магазин на Первопрестольной — пестрой, яркой, шумной, где все напоказ, Фаберже вынужден был перенять здешний стиль и сделать витрины подчеркнуто эффектными, как и у конкурентов.

Интерьер магазина московского отделения фирмы Фаберже. Фототипия.
Интерьер магазина московского отделения фирмы Фаберже. Фототипия.

Представление об интерьере московского магазина дает фототипия, опубликованная в прейскуранте 1893 года. Полы магазина устланы коврами и ковровыми дорожками, повсюду — бархатные банкетки и диваны с золотым шитьем и бахромой. Интерьер состоял из четырех частей, соединенных профилированными колоннами с капителями и балюстрадами. Пристенные витрины и прилавки изобиловали серебряными изделиями и хрустальной утварью в серебряных оправах. В низких витринах-столиках было помещено огромное количество украшений в футлярах.

Главные отличия московского отделения

Магазин в Москве являл разительный контраст с петербургским домом, единственным украшением фасада которого служили небольшие золоченые буквы магического имени Фаберже (по-русски и по-французски) по сторонам от входа. Широкие окна были задернуты занавесками, товар здесь не выставлялся на всеобщее обозрение, чтобы завлечь покупателей. Работа с постоянными клиентами: петербургской элитой и, прежде всего, с высочайшими особами, требовала конфиденциальности и благородной сдержанности. Напротив, основные посетители московского магазина: богатые купцы, руководившие всей деловой жизнью Первопрестольной и производившие обороты на миллионы, музыканты, актрисы, цыганки и, конечно, «камелии высшего полета» — любили покупать демонстративно, тратить широко и безудержно.

Рекламный лист фирмы К. Фаберже. Московский бесплатный календарь на 1890 г.
Рекламный лист фирмы К. Фаберже. Московский бесплатный календарь на 1890 г.

На любой вкус и кошелек

Ко времени открытия филиала фирмы Фаберже в Москве давно и прочно обосновались ювелирные фирмы Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Антипа Кузьмичева, семьи Болин и другие. Тем не менее, магазин «Карла Фаберже» довольно быстро стал одним из самых посещаемых в городе. Успех предприятия во многом объяснялся тем, что сотрудники фирмы одинаково учитывали потребности высших слоев общества и интересы среднего сословия.

В магазине был представлен товар на любой вкус и кошелек: от умопомрачительной бриллиантовой ривьеры из крупных камней ровного блеска и замечательно чистой воды, ценой в 50 000 руб., до скромной брошки из полированной золотой проволоки с русскими и латинскими буквами, стоимостью от 3 до 7 руб. При этом фирма гарантировала, что «любой предмет, будь его стоимость не выше 1 руб., изготовлялся фирмой с должной тщательностью и прочностью».

Кулон из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Москва, 1899-1908. Фирма К. Фаберже.
Кулон из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Москва, 1899-1908. Фирма К. Фаберже.

Покупатель, приходивший в магазин Фаберже, был уверен, что ему предложат исключительно новые образцы, так как выпуск продукции «самых новейших фасонов» был одним из главных принципов деятельности предприятия. Предметы устаревшие, вышедшие из моды, долго не залеживались в магазине на Кузнецком мосту. Все эти вещи собирали и раз в году переплавляли.

Настольные часы-календарь из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Москва, 1899-1908. Фирма К. Фаберже.
Настольные часы-календарь из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Москва, 1899-1908. Фирма К. Фаберже.

Московская фабрика Фаберже

Фабрика, помещавшаяся в доме Сан-Галли в Большом Кисельном переулке, на рубеже веков стала «самым большим по размерам ювелирным учреждением Империи» и приносила огромный доход фирме. На ней было около 300 рабочих, в то время как в Петербурге трудилось около 100 мастеров различных специальностей.

Цех московской фабрики Карла Фаберже
Цех московской фабрики Карла Фаберже

Московская фабрика выпускала культовые предметы, столовые приборы, серебряную утварь, драгоценную галантерею, дамские и мужские украшения, а также «objets d'art» — небольшие шедевры ювелирного искусства, изысканные подарочные вещицы.

Порткарандаш «Иван Калита» из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Москва, 1898−1908. Фирма К. Фаберже.
Порткарандаш «Иван Калита» из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Москва, 1898−1908. Фирма К. Фаберже.

Более всего московская фабрика славилась своим серебряным производством, которое было «много обширнее и лучше представлено», чем в Петербурге. По свидетельству главного художника фирмы Фаберже Франца Бирбаума, после 1900 года все крупные серебряные работы выполнялись в Москве. Особенно многочисленными были произведения в так называемом «оригинальном русском стиле» рубежа позапрошлого и прошлого столетий.

Чайно-кофейный сервиз из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Москва, 1908-1917. Фирма К. Фаберже.
Чайно-кофейный сервиз из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Москва, 1908-1917. Фирма К. Фаберже.

«Немцы за водой приехали!»

Вода, в которой ювелиры перед уходом домой мыли руки, из крана сливалась в большие емкости. Эту воду на фабрике покупали практичные немцы для извлечения из нее частиц драгоценных металлов. При их виде дети сотрудников кричали из окон дома, находившегося во дворе фабрики: «Смотрите, немцы за водой приехали!».

Корпоративная культура фабрики

В августе было принято отмечать начало нового рабочего года, для чего «на фабрику привозили икону Иверской Божьей Матери, покровительницы деловой Москвы, и служили молебен». Затем работникам и мастерам давали денег для посещения питейных заведений, а администрация фабрики и сотрудники магазина ехали на открытых колясках кутить в ресторан «Яр». Фабрика оставалась под надежной охраной татар, а ключи от ювелирного цеха — у «двух Николаев» (артельщики, которым доверяли ответственные поручения по доставке драгоценных камней и готовы изделий из магазина на фабрику и обратно), не ездивших в ресторан.

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

Основу собрания Музея Фаберже составляет крупнейшая коллекция шедевров фирмы Карла Фаберже. Наибольшую ценность представляют девять пасхальных яиц, созданных мастерами фирмы Карла Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства и уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью императоров Александра III и Николая II.

На сегодняшний день собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов, в котором также представлены произведения московского филиала фирмы Фаберже.

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 20.45.

Источник: Шедевры Фаберже из собрания фонда «Связь времен». Текст: Мунтян Т. Н. М.: АртЮнит, 2014. - 230 с.: ил.