Найти в Дзене
Владимир Гордеев

451 по Фаренгейту (1966, Франция, фантастика): Превращение пожарного в книголюба

Франсуа Трюффо, уже не как критик, но как состоявшийся режиссер поехал в Англию и сделал там экранизацию Брэдбери "451 по Фаренгейту". Сделал, не зная толком английского языка. Это неведенье сбивало с толку всю съемочную группу, кроме Джули Кристи, которая знает французский. Но видно, что работал Трюффо с энтузиазмом. Вероятно даже весьма заразительным, потому что, например, композитор Бернард Херманн, сотрудничающий с кумиром Трюффо – Альфредом Хичкоком, написал для фильма отличный саундтрек (пожалуй, саундтрек – лучшее, что есть в этой картине).

Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)
Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)

Фильм Трюффо трудно оценивать, потому что он устарел. Для того же, чтобы воспринимать его как метафору, в нем слишком яркие образы: очень уж запоминается красная пожарная машина со старомодными пожарными на борту, которые несутся по вызову не для того, чтобы потушить пожар и спасти добро добропорядочных граждан, а для того, чтобы распотрошить квартиру, вытащить из нычек книжки, свалить их в кучу и ритуально сжечь.

В фильме описывается будущее, где книги под запретом, поскольку побуждают в людях ненужные страсти, причиняют им огорчения и беспокойства, словом, ведут к той внутренней неудовлетворенности, которая порождает свободомыслие.

Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)
Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)

Зато разрешен зомбоящик – телевизор с идиотскими телешоу.

Мы живем в подлинно иезуитские времена, когда книги запрещать не нужно (хотя их тоже запрещают, я имею в виду два направления: 1). выпиливанье торрентов 2). составление списков "экстремистской литературы").

Фильм выглядит устаревшим не только из-за антуража. Ошибочен взгляд авторов, направленный в далекое или не очень далекое будущее. Ведь человек сам зомбироваться рад. Ведь это человек выбирает телешоу, а не телешоу выбирают его. Ничего не надо запрещать. Запрещать бесполезно.

Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)
Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)

Надо предоставить альтернативу. Видеоигры, блокбастеры и комеди-клаб – это альтернатива интеллектуальной (да и почти любой другой) литературе. Большинство всегда выберет первое. Усилия, которые предпринимает власть законодательная и исполнительная (пожарные) в данном фильме ничего не стоят по сравнению с теми усилиями, которые власти предпринимали бы, если бы вдруг захотели привить своим гражданам хороший вкус и любовь к чтению!

Воистину невероятен подвиг главного героя фильма, превратившегося по доброй воле из пожарного в любителя чтения…

Оценка: 6,5 из 10.

Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)
Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)

Режиссер: Франсуа Трюффо.
Сценарий: Франсуа Трюффо, Жан-Луи Ришар, Хелен Скотт (по роману Рэя Брэдбери),
Оператор: Николас Роуг,
Композитор: Бернард Херрманн.

В главных ролях: Джули Кристи, Оскар Вернер.

Интересные факты о фильме:

  • Роль Гая Монтага должен был сыграть Теренс Стэмп. Льюис М. Аллен говорил, что Стэмп отказался от роли, так как посчитал, что Джули Кристи затмит его (вскоре они сыграют вместе в картине "Вдали от безумной толпы").
  • На роль Монтага также приглашали Пола Ньюмана, Жан-Поля Бельмондо, Шарля Азнавура и Питера О`Тула. Говорят, также Монтгомери Клифт отказался от этой роли.
  • Среди сожженных книг можно обнаружить произведения Рэя Брэдбери — "Марсианские хроники" и, собственно, "451 по Фаренгейту". Трюффо сжег в фильме свои самые любимые книги. Продюсер иронично отмечал, что, возможно, Трюффо сам и бросал их в огонь.
  • Первый цветной фильм Франсуа Трюффо.
Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)
Кадр из фильма "451 по Фаренгейту" (1966)

📖 Купить роман "451 по Фаренгейту" в книжном магазине "Лабиринт":

451' по Фаренгейту