Самостоятельность – качество личности, выражающееся в умении поставить цель и достичь ее собственными силами.
Давайте предположим, что дошкольник намочил футболку, ее надо переодеть, так он будет выглядеть опрятным и не заболеет. Чтобы самостоятельно ее переодеть, ребенок сначала принимает решение: переодеть мокрую футболку, потом выполняет ряд действий, направленных на ее решение: идет в раздевалку, открывает шкафчик, находит нужную вещь, переодевается, а мокрую одежду вешает на батарею либо убирает ее в мешок для грязного белья.
Посмотрите, сколько действий надо удержать в голове и выполнить в определенной последовательности. Это достаточно сложно. Конечно, когда речь идет о младшем дошкольном возрасте, он переодевается под руководством и с помощью воспитателя. В старшем дошкольном возрасте он может это выполнить самостоятельно, но иногда этого не происходит, пока воспитатель не подскажет ему или не сделает это вместе с ним.
Читайте дальше и вы узнаете, почему ребенок не может переодеться, когда испачкал футболку супом или вспотел в детском саду.
Первые попытки самостоятельно налить сок в стакан, убрать игрушки в коробку, надеть носки или снять шапку возникают в возрасте 3 лет.
«Я сам!» - подает сигнал ребенок взрослому. Всегда ли родители его слышат? Всегда ли дают возможность сделать что-то самому?
« Сам ты будешь два дня натягивать колготки, мы опаздываем. Иди сюда!» - и взрослый натягивает колготы своему ребенку, потому что так быстрее.
Сталкиваясь с подобными ситуациями, стремление к самостоятельности может угаснуть у малыша, и родители будут регулярно помогать ребенку одеваться, складывать портфель, учить уроки, убирать за ним со стола.
Чтобы ребенок проявлял самостоятельность, необходимы следующие условия:
1. Малыш должен попадать в ситуации, когда нужно справиться самому.
Помоги, пожалуйста, мне, убери за собой тарелку в раковину.
«Я облилась», – говорит ребенок, чуть ли не плача.
А вы подсказываете, что надо переодеться: «Иди, поменяй на сухую, если нужно будет помочь, позови, я помогу» или « Справишься сама?».
И мы, взрослые, терпеливо ждем, как справится ребенок с этой задачей. И помогаем только тогда, когда нас об этом попросили.
2. Дошкольник должен знать последовательность действий
Откуда он узнает об этой последовательности? От взрослых. Здесь два пути: первый – наблюдая и подражая взрослому. Если родители убирают вещи, снятые с себя в шкаф, ребенок будет делать также. Второй путь – научить, сначала убираете вместе: вы говорите, он делает, потом он будет делать это самостоятельно.
- Мам, я хочу пить?
- Что будешь воду или сок?
- Сок!
- Вот стакан для сока, вот сок. Нальешь сам?
- Да!
- Ставь стакан, давай поставим его не очень близко к краю стола, чтобы он не упал, и тебе было удобно.
Ждем, когда ребенок справится с первым действием.
- Бери сок, открывай крышечку.
Ждем, когда малыш справится со вторым действием.
- Клади крышку на стол, чтобы она тебе не мешала.
Ждем, когда дошкольник справится с третьим действием.
- Наливай!
Смотрим, как у него это получается.
- Молодец! У тебя получилось!
- А если пролил? – спросите вы меня.
- Значит, пролил. Проанализируйте, почему не получилось. Может быть, пакет с соком был слишком тяжелым, и надо было предложить ему не двухлитровую упаковку, а упаковку объёмом 250 мл.
3. Ребенок должен испытать удовлетворение от самостоятельного действия
Предположим, малыш сам надел футболку или колготки, но футболка оказалась задом наперед, а колготы наизнанку. Что будете делать?
Одни ответят: «Переодевать!».
Другие: «Пусть так идет!».
Я отношусь ко второй группе родителей и вот почему. Ребенок выполнил трудную задачу самостоятельно и должен получить удовлетворение от того, что сделал. Похвалите за сделанное обязательно и потом уже укажите, что не так.
А дальше снова вопрос ребенку: «Так оставим или будет исправлять ошибку?». И если ребенок решил все оставить как есть, значит, идем в колготах наизнанку. В конце концов, вы сверху натянете штаны, и никто об этом не узнает. Если вы не можете допустить подобной ситуации, значит, убеждаем малыша в том, что ему требуется исправить ошибку прямо сейчас, и в этом вы ему поможете. А в следующий раз проконтролируйте, чтобы колготы были вывернуты правильно.
Возвращаемся в детский сад. Детский шкафчик – личное пространство ребенка. Как организовать в нем все так, чтобы дошкольник без труда мог отыскать нужную вещь и переодеться.
Что должно лежать в детском шкафчике:
Форма для физкультуры: белая футболка, черные шорты или лосины, сменные носки, обувь на резиновой подошве.
Во многих детских садах придерживаются правила единой формы, поэтому специалисты просят для занятий в спортивном зале приобрести белую футболку и черные шорты. Такая форма отлично подходит не только для еженедельных занятий в зале, но и выручает на спортивных мероприятиях, в том числе и с участием родителей. Она легкая, воздухопроницаемая, удобная и универсальная. Достаточно прикрепить на груди участника эмблему с названием команды. Эстетичность в мелочах!
Если на полу в спортивном зале лежит ковровое покрытие, то ребенок занимается в носочках. Если такого покрытия нет, то требуется обувь, которая не будет скользить, чтобы избежать случайных травм. Сандалии не подходят, потому что не отвечают правилам безопасности, ребенок может подвернуть ногу, липучка расстегнуться. Вы же на пробежку выходите в кроссовках!
При активных нагрузках, нога у ребенка потеет, поэтому обязательно должны быть сменные носочки, независимо от того, в чем он бегает и играет на физкультуре.
Чешки. На музыкальных занятиях дети не только слушают музыку, поют песенки, учатся играть на музыкальных инструментах, но и осваивают музыкально-ритмические упражнения. У чешек легкая, гибкая подошва, которая позволяет научить ребенка правильно выполнять танцевальные движения. Материал, из которого шьют чешки — натуральная кожа, а одно из свойств кожи — растяжение, поэтому со временем, чешка приобретет индивидуальные особенности стопы ребенка и будет сидеть максимально комфортно. Плохо ноге только тогда, когда он ходит в чешках длительное время.
Сменная одежда. Для маленьких детей, необходимо положить два комплекта сменной одежды: две футболки и двое шорт, трусики не менее 2-3. Для дошкольников постарше достаточно одного комплекта: сменное платье или сарафан, футболки с шортами, трусики. Многие считают, что детям старшего дошкольного возраста такая сменная одежда уже не нужна. Это большое заблуждение, так как ребенок может пролить на себя компот или намочить одежду, когда мыл руки, испачкаться краской или клеем, наконец, просто вспотеть.
Сменная обувь. Она нужна даже летом, в одной обуви ребенок ходит на улице, в другой – в группе. Здесь подойдет открытая обувь, сандалики на липучках, чтобы дошкольник самостоятельно мог ее расстегнуть или застегнуть, а также помните, что это обувь должна быть легкой и удобной, чтобы ножки дышали и не уставали в течение дня.
Может потребоваться:
Пижама.Она хранится в спальне, на кроватке малыша, под подушкой и одевается именно там. Не забывайте, что ее необходимо регулярно забирать, чтобы постирать. Как правило, она нужна в период, когда отопление в детском саду не включено, а на улице холодно, или ребенок привык спать именно в пижаме, его личный температурный режим в этом нуждается.
Если в детском саду есть бассейн, необходимо приобрести резиновую шапочку, чтобы волосы были сухими, плавки (для мальчиков и девочек нужны только плавки), халат, полотенце. Эта одежда вешается в специально отведенном месте для сушки, как правило, там, где находятся умывальники в группе. В те дни, когда дети ходят в бассейн, забирайте плавки домой для стирки и сушки и на следующий день приносите чистые. Высушить такое количество одежды в детском саду достаточно сложно.
Как навести порядок в шкафу, и научить дошкольника поддерживать его регулярно!
Верхняя полка предназначена для головных уборов: панамы, кепки, шапки. Вы приходите в детский сад и просите ребенка положить ее именно туда. Если шапка попала под дождь или снег, ее лучше положить на шкафчик, чтобы она просохла до выхода на улицу.
Нижняя полка предназначена для сменной обуви: сандалии, кроссовки, чешки. Уличную обувь дети ставят под шкафчик либо, если есть в раздевалке сушилка, сразу ставят ботинки в сушилку. Собираясь на прогулку, он быстро найдет свою обувь, так как знает, куда ее поставил сам.
На один крючок вешаете тканевый мешок со спортивной формой и сменной одеждой. Никакого целлофана! Не можете сшить сами, купите небольшой шопер, сейчас их продают в большом количестве. Не можете купить, посмотрите, производители обуви кладут шоперы в коробку с обувью.
На другой крючок вешаете пустой мешок для грязного белья и сверху верхнюю одежду. Если она намокла, ребенок вешает куртку на дверцу шкафчика, просохнуть.
Если шкафчик мал, родители могут купить, по своему желанию, специальный органайзер с кармашками на внутреннюю часть дверцы и разложить вещи в него. Главное, чтобы ребенок знал, где ему и что искать!
Дошкольнику неудобно, когда в шкафчике есть лишние вещи. Они мешают, постоянно вываливаются, так малыш не видит, что ему надо найти. Одежду следует промаркировать, подписать, поставить значок – звездочку, снежинку – ручкой, маркером, вышивкой. Учите ребенка узнавать свои вещи по этому значку или подписи, чтобы не путать ее с похожей.
Что категорически нельзя приносить в детский сад
Спасибо, что дочитали статью до конца! Ставьте👍 или 👎!
Похожие статьи: