В мою ленту каким-то своевольным ветром занесло статью о фильме "Все будет хорошо". Ну, помните - том самом, наивном на грани китча (да что уж там, порой, будем честны, режиссер эту грань переходит).
Вот, мол, до чего пошлое, глупое кино снимали в то время.
Мелькнуло и мелькнуло. Но почему-то, против обыкновения, не забылось. Дело в том, что фильм мне всегда нравился - и в 95-м году, когда он только вышел, и теперь, когда я показывала его своим детям.
Фильм такой... слегка "индийский", от слез до улыбки, с мордобоем, песнями, тайнами прошлого и счастливым финалом. Слегка - потому что в конце никто так и не умер.
Hа первый взгляд, посыл режиссера - вполне в духе того времени: есть люди с мечтой, которые стремятся вырваться из нищеты и безнадеги в светлое капиталистическое будущее, а есть такие, как главный герой Коля. У Коли мечты нет, и поэтому он даже любовь "не заслужил, не заработал". Лузер. И он отпускает свою невесту с удачливым, талантливым, богатым, красивым. В Америку. "С Петей-то тебе ясно лучше будет - другая жизнь начнется". А сам продолжает по кругу: завод, общага, письма.
У всех в этом фильме есть Mечта. Ну, или была: переехать в отдельную квартиру, заставить мужа перестать пить, сходить на балет, разыскать пропавшую без вести жену, заработать миллионы, выгодно выйти замуж, стать чемпионом мира по боксу, нобелевским лауреатом... Только мне все кажется, что это - только цель. А вот мечта как раз - у простого парня Коли. Он весь фильм мечтает об одном - жениться на любимой девушке и жить с ней вместе. О детях мечтает, о совместных походах за грибами. Но абсолютно никуда не стремится. И отказывается от своей мечты в конце фильма, когда понимает, что она будет счастливее с другим.
Oчень великодушный поступок, на который человек до мозга костей рациональный и эффективный просто неспособен. А между тем, зрители восхищались именно успешными, целеустремленными, пробивными.
Mне вспомнились два других фильма: "Несколько дней из жизни Обломова", который Михалков снял в 1979 году, и "Плохой хороший человек" (1973) Хейфеца - по "Дуэли" Чехова. Только там не Коля и Петя, а Обломов и Штольц. Лаевский и фон Корен.
Эк ты, мать, хватила! Где фильм Астрахана, а где великие?
Да в том-то и фокус, что по мне, так все они - об одном. О той самой "загадочной русской душе", ставшей расхожим штампом у любителей Достоевского в хорошем переводе. О вечном поединке между эффективностью и инертностью, между рациональным и поэтическим, между полезным и желанным. И если Обломов оставляет зазор для выбора - Штольц достоин уважения и даже зрительских симпатий, то Чехов расправляется с фон Кореном без всяких намеков.
Уже в начале повести военный доктор Самойленко повторяет несколько раз ученому-зоологу, который предлагает таких, как Лаевский, уничтожать ради благополучия общества: "Это тебя, голубчик, немцы испортили! Немцы". Грешный, слабый, никчемный Лаевский, находит в себе огромную силу духа и полностью меняет свою жизнь - "как он скрутил себя!" И фон Корену, который не способен на прощение, смирение, великодушие, стыдно смотреть в глаза Лаевскому. В этой дуэли он проиграл.
Интересно, что шестнадцать лет спустя, Куприн напишет "Поединок". О слабом, лишнем, терзаемом сомнениями человеке. И это очень верное название. Во всех русских романах, которые я читала, дуэль - это не противостояние двоих. Это прежде всего поединок с самим собой.
С точки зрения, Штольца и фон Корена, все дело в лености души и тела русского человека. Иные грешат на "рабскую каплю" в крови, на страх, природную иррациональность.
А между тем, вся русская литература от Пушкина до Окуджавы несет одно слово: смирение.
Пресловутый "русский человек" - неважно, большой или "маленький" - фаталист. Чтобы смириться с судьбой, определившей тебя в жертву, не бороться, не упрекать - необходима нечеловеческая сила и смелость.
Самый трудный поединок - не с предложенными обстоятельствами.
С собой.
И я не знаю, можно ли из него выйти победителем.
Но хочется надеяться, что все будет хорошо.