«Укрепление» отношений или российский контроль? Российско-иранское сближение после вторжения на Украину
Авторизованный перевод с арабского - Павел #Гулькин.
В случае с Украиной, если она не проявит инициативу, ее возьмет на себя другая сторона и начнет войну. Для НАТО не существует границ, и если ему будет открыт путь, и если его не остановить на #Украине, война начнется позже, пусть и под другим предлогом». Эти слова были произнесены для демонстрации серьезной поддержки, которую верховный лидер #Ирана аятолла Али Хаменеи оказал президенту России Владимиру #Путину во время саммита в Тегеране 19 июля 2022 года, ставшем вторым зарубежным визитом президента России после начала российско-украинской войны.
Саммит в Тегеране , встреча президента России Владимира Путина и аятоллы Али Хаменеи, а также дружеские фотографии, на которых два лидера улыбаются, демонстрируя солидарность, в условиях когда оба эти человека подвергаются внутреннему и внешнему давлению, а демонстрируют отказ от политики региональной изоляции и поддержку Тегераном Москвы в свете её конфликта с Украиной.
В последние годы и перед лицом давления Запада на #Иран в связи с его #ядерной программой иранский наставник аятолла Али Хаменеи увидел, что «поворот на восток» и улучшение отношений с восточными державами - Россией и Китаем - это лучший способ противостоять тому, что он назвал «американским и западным высокомерием».
Стремление Хаменеи и иранских лидеров к практической реализации политики «поворота на Восток» усилилось, особенно после выхода администрации бывшего президента США Дональда Трампа из Совместного всеобъемлющего плана действий, или того, что известно как Иранская ядерная программа 2015 года. соглашение и повторное введение экономических санкций против Ирана.
Поэтому за последние годы иранские лидеры предприняли шаги по расширению отношений с Россией, а темпы укрепления ирано-российских отношений увеличились после начала российско-украинской войны на фоне критики со стороны некоторых политических сил внутри Ирана из-за многолетнего иранского недоверия к действиям России в отношении Ирана.
Российское вторжение на Украину. Действительно ли это - новая возможность для Ирана?
Можно ли игнорировать последствия российско-украинской войны и ее влияние на энергетические и продовольственные рынки в мире, появление множества вызовов и угроз для многих стран, в том числе для Исламской Республики Иран? Сторонники расширения отношений с Россией считают, что влияние российско-украинской войны на Иран будет положительным.
В связи с этим Мохсен Садеги, политолог, специализирующийся на российских делах, проживающий в Тегеране, заявил Sаsa Post, что "российское вторжение на Украину является обоюдоострым мечом для Тегерана. Есть те, кто видит в росте цен на нефть в результате этой войны прекрасную возможность для Ирана «заменить» Россию (как поставщика углеводородов – прим. перев.), но в то же время [этот конфликт] представляет собой серьезную угрозу для Исламской Республики из-за возможного дефицита зерна и высоких цен на продовольственные товары в стране». Садеги считает, что обе точки зрения верны, и оба лагеря придерживаются объективного и рационального анализа.
Что же касается вопроса о положительном влиянии российско-украинской войны для экспорта иранской нефти, представляется, что Исламская Республика пока не в состоянии компенсировать выпадающие объемы российских энергоносителей, наоборот, Москва соперничает с Тегераном в дисконтировании на нефтяных рынках. В 2020 году, то есть в разгар кампании «максимального давления», развязанной администрацией Дональда Трампа для сведения экспорта иранской нефти в «ноль», Тегеран мог экспортировать около 300 000 баррелей в сутки, по данным источника в Министерство нефти Ирана. Об этом сообщило издание Post Politics, пожелавшее остаться анонимным.
Однако после того, как при Джо Байдене к власти пришли демократы, неоднократно заявлявшие о возвращении к ядерной сделке, Иран добился небольших уступок в части экспорта своей нефти, пусть и непубличных. Тегеран смог экспортировать почти 900 000 баррелей нефти в день в первом квартале 2022 года. «Китай всегда был первым и основным покупателем иранской нефти со скидкой, за ней следует Индия, но после российско-украинской войны продажи иранской нефти ухудшились», — сказал Мохсен Садеги, политолог, специализирующийся на России.
Через несколько недель после российского вторжения на Украину на Москву было наложено множество жестких санкций Запада, в ответ на что она прибегла к практике продажи своей нефти со скидкой на азиатских рынках, чтобы конкурировать с Тегераном. Представитель министерства нефти Ирана сообщил "Sada Post", пожелав остаться неизвестным: "После российского вторжения в Украину продажи иранской нефти резко упали, потому что Россия предлагала свою нефть по ценам, значительно ниже иранских. Это ограничило доступ Ирана к основным рынкам и клиентам». По данным Energy Reports, только Индия, которая была крупным покупателем иранской нефти, только за последние три месяца импортировала более 30 миллионов баррелей российской нефти.
Изоляция России подталкивает к расширению экономического сотрудничества
Однако, в отличие от проблемы российско-иранской конкуренции на нефтяных рынках после начала российско-украинской войны, экономическая изоляция, наложенная в последнее время как на Москву, так и на Тегеран в виде «пакетов санкций» Запада, подтолкнула их к расширению экономического сотрудничества. Садеги сказал в интервью Sаsa Post, что «жесткие и масштабные санкции Запада, недавно введенные в отношении Москвы, поставили Россию в положение, подобное иранской ситуации, и президент Путин начал предпринимать позитивные шаги в отношении Ирана, чтобы извлечь выгоду из его опыта нарушения санкций и расширять сотрудничество между двумя странами».
С другой стороны, в новом подходе Путина к отношению с Ираном иранские лидеры увидели прекрасную возможность для формирования альянса против США, особенно с учетом провала попыток возродить иранское ядерное соглашение 2015 года, вплоть до последнего времени. Ранее верховный советник по внешнеполитическим вопросам Али Акбар Велаяти заявил, что «Тегерану следует расширить отношения с Россией в сложившейся ситуации для создания некоего стратегического баланса», и во многих случаях подчеркивал позицию России в поддержку Исламской Республики. В этом контексте другой иранский политик-фундаменталист Майтам Абедини считает, что сейчас - самое время расширить экономическое сотрудничество между Москвой и Тегераном. Он заявил в интервью «Politics Post»: «Те, кто надеется, что ядерное соглашение будет возрождено и санкции с Ирана будут сняты, полагают, что нет смысла сотрудничать с Россией, особенно после введения против нее санкций. Но реальность говорит о том, что полностью снять санкции с Ирана сложно, а если и произойдет, то ненадолго».
Абедини считает, что нормализация торговых отношений Ирана с Россией — правильная политика для его страны. Укрепление экономических отношений с такой сверхдержавой, как Россия, увенчалось бы успехом многолетних попыток иранских официальных лиц нейтрализовать санкции США, что открывает перед иранской экономикой множество возможностей. На этом фоне в последние несколько месяцев и Тегеран, и Москва предприняли шаги по укреплению своего экономического сотрудничества.
Например, Россия и Иран подписали соглашения, которые вскоре вступят в силу, о замене банковской системы «Swift», которая обеспечивает быстрое движение денег между странами, внутренними системами обмена финансовыми сообщениями, чтобы укрепить национальную валюту обеих стран. Москва и Тегеран в последнее время также подписали множество соглашений и меморандумов о взаимопонимании в целях расширения совместного торгового сотрудничества между двумя странами. При этом стоит отметить, что объем товарооборота между двумя странами только в 2021 году достиг 4 млрд долларов США. Это в дополнение к недавнему подписанию Россией и Ираном меморандума о взаимопонимании по созданию двух торговых центров в городах - Тегеране и Петербурге, для облегчения торговли между странами.
Визит президента России Владимира Путина в иранскую столицу 19 июля 2022 года также ознаменовался подписанием меморандума о взаимопонимании между Национальной иранской нефтяной компанией и российской газодобывающей компанией «Газпром» на сумму 40 миллиардов долларов США в дополнение к поддержке российского «Газпрома» в освоении иранских газовых месторождений (Киш и Северный Парс).
Не хлебом единым! Расширение военного сотрудничества…
Сотрудничество между двумя странами касается не только экономики, ими было предпринято много шагов для расширения военного сотрудничества, и, по словам советника США по национальной безопасности Джека Салливана, Иран собирается поставить России сотни беспилотников. В связи с этим Мохсен Садеги, иранский россиевед, заявил «Sada Post»: «С отменой запрета на продажу и покупку оружия у Ирана военное сотрудничество между Москвой и Тегераном станет проще, а Россия уже неоднократно ранее демонстрировала свое восхищение иранскими беспилотниками». Но пока ни Россия, ни Иран не подтвердили вопрос о продаже Тегераном беспилотников Москве.
Москва также помогла Тегерану запустить разведывательный спутник 9 августа 2022 года. В последнее время Иран стал свидетелем расширения сотрудничества с Россией в космической области для расширения своих разведывательных возможностей, чего, по словам Садеги, не могло произойти до российско-украинской войны.
Среди других достижений, которых Иран мог бы добиться за счет расширения своего сотрудничества с только что «изолированной» Россией, можно назвать усиление регионального влияния Ирана в регионе и успех Тегерана в «обходе» Ближнего Востока для расширения своего стратегического присутствия в других азиатских странах. Иранский специалист по России Мохсен Садеги сказал в интервью Post Politicians, что «некоторые в Иране считают, что Москва может использовать Тегеран в нынешнем кризисе, чтобы угрожать Западу формированием враждебного ей альянса. Но пока что Иран находится на разумном пути к усилению своего регионального влияния за счет сотрудничества с Россией, невзирая на диктат Запада», — сказал Садеги.
В этом контексте иранское правительство пытается убедить своего российского коллегу завершить откладывавшийся годами проект завершения строительства международного коридора север-юг, который представляет собой сеть железных, морских и сухопутных путей протяженностью 700 км, начиная с Мумбаи в Индии, транзитом через Азербайджан в Россию через Иран. Если этот проект будет реализован, это станет прорывом в привлечении торговли и инвестиций в Иран. Согласно анализу Садеги, это очень поможет ему отказаться от Соединенных Штатов и Запада и не беспокоиться о последствиях американских санкций.
Примечательно, что министр транспорта и городского развития Ирана в ходе своего визита в Москву в апреле 2022 года подписал с правительством России всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта , которое могло бы внести существенный вклад в завершение вышеупомянутого проекта международного коридора.
Но остается вопрос: перешел ли Тегеран под контроль России?
С каждым шагом, который Тегеран делает для расширения и укрепления своих отношений с Москвой, споры и обеспокоенность иранской общественности по поводу того, что Иран стал государством, в котором доминирует Россия, усиливаются, и этому способствует «длительная традиция» недоверия к Москве.
В связи с этим Мостафа Кассеми, внешнеполитический аналитик из Тегерана, заявил «Sada Post»: «Один из принципов Исламской Республики — не поддерживать вторжение одной страны в другую, но иранские лидеры нарушили этот принцип, поддержав Российское вторжение в Украину, которое заставило многих предположить, что Тегеран хочет угодить Москве любой ценой». Он добавил: «Неоспоримо, что сотрудничество России с Ираном принесет Тегерану большую пользу в различных аспектах. Кроме того, Москва имеет право вето в Совете Безопасности ООН, что дает ей право голосовать против любых резолюций Запада против Тегерана, а это – именно то, к чему стремятся иранские официальные лица». Но одновременно, добавляет Касеми, Россия в прошлом голосовала за решения о введении международных санкций против Ирана, так что она - ненадежный партнер.
С другой стороны, Касеми анализирует другую точку зрения, согласно которой Иран не находится под контролем России, потому что иранские лидеры и официальные лица очень хорошо знают историю российского доминирования в Иране за последние два столетия. Хотя они (иранские официальные лица – прим. перев.) нарушили принцип воздержания от поддержки любого вторжения одного государства против другого, они все же сохранили независимость Исламской Республики, каким бы соблазнам они не подвергались. Иранские лидеры считают, что вопрос о «подчинении» Ирана России некорректен, это доказывает отсутствием каких-либо российских военных сил или советников на иранской земле, а если Иран в любой момент разорвет свои отношения с Россией, Исламская Республика не пострадает и не ослабнет, как это было в прошлом.
В связи с этим Мустафа Кассеми говорит, что некоторые могут решить, что Иран хочет лишь укрепить отношения с Россией, «а Россия хочет доминировать над Ираном, как это было в прошлом, однако на самом деле нынешние инструменты Москвы для контроля над иранскими решениями очень ограничены, поэтому до подобного неравноправного сотрудничества далеко". Тегеран видит в Москве сильного партнера с аналогичной иранской антизападной идеологией, что является одним из важнейших мотивов сближения двух стран, особенно после начала российско-украинской войны. Сближение России с Ираном в последнее время - это изоляция Запада от него на международном уровне, не меньше!
Оригинал статьи: «تعزيز» للعلاقات أم سيطرة روسيَّة؟ قراءة في التقارب الروسي الإيراني بعد غزو أوكرانيا 13.09.2022