Правы были его Императорское Величество Александр III, говоря, что «голь на выдумку хитра». Так оно и есть. До чего ж человек – существо изобретательное! Буквально изо всего способен делать деньги – даже из воздуха. Даже из мусора! Главное – иметь чутье, где именно и что именно искать.
Мусорные олигархи
Сказать по правде, «мусорные олигархи» были во все времена. В этой сфере была даже своя строгая иерархия «должностей» - от крючочника до тряпичника (последний занимал исключительную, наивысшую, позицию на «служебной лестнице»). На бизнесе этом можно было неплохо «подняться». Всего-то и надо было иметь терпение, смекалку и спокойствие.
К тряпичникам люди всегда относились с большим чувством брезгливости и пренебрежения. И тот старьевщик, кто умел абстрагироваться от косых взглядов, вполне мог стать успешным на своем поприще. А «поживиться» в Петербурге всегда было чем. Люди этой «профессии» нередко находили такие раритеты, продав которые, могли жить, ни в чем себе не отказывая. Многие из них держали свои лавки, в которых уже довольно уважаемые люди могли приобрести диковинные вещицы. Важно было не прогадать и не продешевить. А на это были способны далеко не все.
Существует в Петербурге с давних лет и по сею пору Апраксин Двор – некий город в городе, коммерческий остров, где жили и торговали купцы, держали свои лавки старьевщики, как их нынче принято величать, – антиквары. И был среди них особо шустрый малый по имени Вавилушка.
Антиквар Вавилушка
«Волка ноги кормят», - говорят в народе. Так и Вавилушка «кормился» поездками по имениям богатых дворян, скупал у них всю ненужную рухлядь. И для них возможность избавиться от того, что пылиться на чердаках да в подвалах, и для Вавилушки – польза (бывает, что для барина – пустяк, для него – дюже ценная вещь).
«На каждого Ивана непременно своя Марья найдется», - думал Вавилушка. И, действительно, нет-нет да и заглянет в его лавку ценитель редких вещей, приобретет ту или иную безделушку.
Однажды зашел к нему приличного вида седовласый господин, окинул взглядом лавку, будто искал что-то определенное, подошел к груде старых картин, лежавших одна на другой (Вавилушка их как раз недавно привез из имения генерала Чагина, что в Новгородской губернии).
Перебирая полотна, господин особо остановился на одном из них. Кинув взгляд сначала на картину, а потом на седого человека в очках, Вавилушка тут же вспомнил, что в одной из не менее старых книг видел портрет известного в то время литератора Николая Ивановича Греча. Сходство с визитёром было необыкновенное. Прикинув в уме, сколько можно выручить за эту живопись, Вавилушка назначил двойную цену. Посетитель не поскупился и легко выложил 20 рублей. Вполне удовлетворенный покупкой, пожилой господин отправился домой.
Магические буквы Rem
Дома Греч начал приводить картину в порядок, слегка ее почистил – а ахнул, увидев три магические буквы Rem. От предвкушения потрясающего открытия у него засосало под ложечкой. Мгновенно собравшись, взяв под мышку картину, Греч почти бегом побежал к своему приятелю искусствоведу. Тот, внимательно изучив полотно, огласил вердикт, приведший в восторг счастливого обладателя произведения, принадлежавшего кисти самого…Да, именно! Самого Рембрандта!
На поверку оказалось, что никакого господина в пенсне на картине нет и в помине. На ней изображена премилая старушка-монахиня в чепце и скромном платье с девочкой, которую она учит читать.
На следующий день седовласый господин снова заглянул в лавку старьевщика и вручил хозяину еще 50 рублей, чем чрезмерно удивил и одновременно обрадовал последнего. Однако радость быстро сменилась жгучей досадой, как только Вавилушка узнал, что за картину великого, как оказалось, Рембрандта ему удалось выручить жалких 70 рублей!
Никогда в жизни Вавилушке еще не приходилось никого так упрашивать (обычно было все наоборот – люди упрашивали избавить их от ненужного хлама): и на коленях он стоял, и ручку целовал, и слезы лил; предлагал выкупить картину обратно за баснословную, как ему казалось, сумму - 500, нет, 1000 рублей. Все тщетно!
Спустя какое-то время Греч перепродал картину одному известному питерскому меценату-богачу, который не поскупился отдать за нее 2500 рублей.
А ведь счастье было так возможно! Бедный Вавилушка на время запер свою лавку, ушел в глубокую депрессию, прикупив на вырученные 70 рублей приличную дозу огненной воды.
Вот и выходит, что в любой области знания – лучшие инвестиции. Даже тряпичнику есть, чему учиться.
Не случилось Вавилушке выбиться в тузы. А какой мусороперерабатывающий заводик мог бы приобрести и жить себе не тужить! Но каждому – свое!
Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!
Это интересно
И еще больше 1 000 историй у нас на канале