Найти тему
Нескучная логопедия

"Ребенку 2,5 года в речи отдельные слова. Как помочь?" Ответ логопеда на вопрос читательницы

Оглавление

Очень часто вас, дорогие родители и бабушки волнуют вопросы по развитию речи ваших детей и внуков. Всё ли развито по возрасту, а может уже пора обращаться к специалисту? Свои ответы на такие, интересные широкому кругу читателей, вопросы я постараюсь выносить в отдельные статьи, чтобы вы все могли это прочитать и ознакомиться.

Добрый день, дорогие друзья. Спасибо, что заглянули на канал: "НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ". Сегодня хочу вынести в отдельную статью вопрос от Екатерины. Жду от вас комментарии по этой теме и ваши дополнительные вопросы.

Вопрос от читательницы Екатерины

"Добрый день, можно как-то с вами проконсультироваться? Я знаю ваш ТГ, напишу. Сын знает с 7-8 месяцев слова и почти нет прогресса в появлении новых слов. Всё заменяет на: "Ааао-оооа".

При этом точно четко произносит все звуки в других, знакомых словах, но речь не вяжется. Говорит: "Я, мама, папа, баба, деде, где, а вот, дядя, Вава (имя Ваня), Артур, Андрей (раньше говорил эти имена, сейчас перестал".

Всё называет: "А, Трр," - и ты угадай что это. Сейчас нам 2,5г. Уже месяц ходим в детский сад. Там у них постоянно музыкальные занятия и много развлечений. Пока из прогресса стал подпевать периодически какую-то классику Тататата-тататА! ..))"

Личный архив
Личный архив

Ответ логопеда на вопрос

Итак начнем по порядку:

Речь есть

И правда, есть! И это уже хорошо. У ребенка есть потребность к общению и выражению своих мыслей словами.

У ребенка пока нет в речи фразы. Но и возраст пока позволяет ей появиться.

К сведению: В 3 года ребенку выставляют диагноз ОНР I уровня, если у него отсутствует фразовая речь. В речи звукоподражания и жесты.

Поэтому ваша задача на ближайшие пол года вызвать у Ванечки короткую, двух - составную фразу. То есть фразу типа: "мама дай", "папа на"... И т.д. чтобы в речи начали появляться глаголы.

Что делать дальше для запуска речи или с чего начать

Мои советы по запуску речи через несколько дней я опубликую на этом канале, следите за выходом статей. А сейчас коротко о том, с чего можно начать.

Во-первых

Итак, первый момент и пожалуй самый важный. ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к неврологу и выполняйте все рекомендации специалиста если вам назначат (массаж, физиопроцедуры и конечно медикаментозная терапия), потом (когда ребенок пойдет в школу и выявятся проблемы с чтением и письмом) будет поздно, а сейчас у него сенситивный период (наиболее приятный для формирования).

Что настораживает в вашем комментарии: речь ребенка начала развиваться в 7-8 месяцев, а потом перестала. Некоторые слова были, а потом исчезли. Если в развитии речи правда пошла обратная динамика, то скажите об этом специалисту. Вспомните были ли за этот период травмы или серьезные воспалительные заболевания. Всё это могло отразиться на развитии.

Возможно обратной динамики нет и развитие просто идет медленнее, чем вам хотелось бы. В любом случае консультация специалиста будет не лишней.

Во-вторых

Развивайте воздушную струю и моторику (общую, мелкую, артикуляционную). Пальчиковые игры можно посмотреть у меня на страничке, ну и конечно мозаики, конструкторы, рисование, колючие шарики и дорожки, кинетический песок, крупы и многое другое.

-2

Для развития артикуляционной моторики, вам полезно будет прочитать статью:

Артикуляционная гимнастика для малышей с рождения. Как гимнастика для губ помогает запустить речь у неговорящих детей
Нескучная логопедия17 октября 2022

В-третьих

Больше РАЗГОВАРИВАЙТЕ с вашим чудом. Именно разговаривайте. Объясняйте что вы делаете и зачем. Готовите, описывайте свои действия. Делаете покупки, расскажите что и зачем покупаете. Садите в огороде, расскажите что садите, почему именно так, расскажите что из этого вырастет, для чего вам это нужно. Гуляя, расскажите ему какое красивое дерево растет на площадке и обратите внимание, что листья на деревьях разного цвета: зеленые, красные, желтые, коричневый. Объясните почему они изменили цвет (осень наступила, деревья готовятся к зиме, цвет листьев изменился у каждого дерева своя окраска и скоро листочки опадут, чтобы дерево зимой под снегом не сломалось и не замерзло).

Запомните: БЕЗ ВАС РЕБЕНОК НЕ УЗНАЕТ НОВЫХ СЛОВ, НЕ ПОЙМЕТ ИХ СМЫСЛА. ЕГО РЕЧЬ В ВАШИХ РУКАХ, ВЕРНЕЕ УСТАХ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫ ЕМУ ОПИСЫВАЕТЕ ОКРУЖАЮЩУЮ ЖИЗНЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ РАЗВИВАЕТСЯ ЕГО РЕЧЬ.

В-червёртых

Учите ребенка говорить. Именно учите. Ставьте перед собой задачу научить определенному слову и учите (конечно через игру). Например:

Следующий этап в вашей работе это - вызвать короткую, двухсоставную фразу. Для достижения этого, играя с ним, давайте образец таких коротких фраз. Например вы поставили себе задачу научить говорить слово "дай". Значит и показывайте ребенку именно этот образец через игру. 

Например:

  • Посадите несколько игрушек и играйте с ними и с ребенком. Можно взять любые предметы и раздать игрушкам и ребенку (машинки).
  • Далее вы говорите: "Миша дай" и изображаете, что мишка вам даёт предмет. "Зая дай" и зайчик "даёт" вам предмет. "Сына (или Ваня) дай" и тянет к нему руку.
  • Потом вы играете вместе с ним раздав предметы игрушкам. Вместе с ним тянете его руку и помогаете сказать: "Зая дай" и имитируете, что зайчик даёт игрушку.
  • Затем ребенок сам просит у игрушек "дай" или "зая дай", как может. А вы играете на стороне игрушек и даёте предметы 

Ребенку будет интересно, если вы включите эмоции и обыграет это. 

Но, ОБРАЗЕЦ должен быть короткий. Либо "дай", Либо "зая дай. Зависит от того, что говорит ребенок. Если мама и папа говорит, играйте втроём, ему легче сказать "папа дай".

Не нужно говорить "дай мне синюю машинку". Пока только "дай". Говорите именно то, чему хотите научить.

Эти этапы (я описала три) проводите не в один день, а постепенно.

Затем играете "дай" и "на". Также постепенно усложняя задачу.

  • Например с мячиком. Также сначала вы все делаете и показываете: "Ваня на" и даёте ему мячик. "Ваня дай" и жестом просите мячик. И так несколько раз. А потом говорите ему, что вы поменялись ролями (может какой колпачок ему на голову наденете или ленточку, медальку... Теперь он будет давать и просить...
  • Хорошо если вы будете играть с папой. Например сначала папа даёт и берет, а потом сын у папы, а вы ему оба раза помогаете и вместе с ним говорите "дай" и "на".

В-пятых

Кроме того для стимуляции речи вашего ребенка вам нужно "перестать понимать" его жесты и лепетную речь. То есть, конечно вы поняли, что он просит печенье. Но вы говорите ему, что не поняли что он хочет и даёте ему варианты ответа из ДВУХ предметов, на выбор.

Например: "Я не понимаю что ты хочешь? Печенье или соль? Скажи."

Всего 2 предмета и обязательно говорите: "скажи".

Достаточно чтобы ребенок попытался назвать слово "печенье". Хотя бы "пе". Обязательно нужно похвалить и только, когда он что-то произнес, дайте печенье.

Надеюсь, что мой ответ будет вам полезен.

Буду рада прочитать в комментариях, как развивается ваш малыш. Поделитесь своими успехами. Задавайте вопросы.

Дорогие читатели, если вам интересны статьи такого плана, пожалуйста поддержите лайком 👍. А если нет, поставьте 👎.
Мне очень важно узнать ваше мнение 🙏!

Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍