Без долгих вступлений и лишних слов сегодня, друзья. 🖖🏼
В глобальном смысле художественная литература делится на два типа - истории, рассказанные от третьего лица и истории, рассказанные самим главным героем от первого лица. Какой из них лучше и почему - давайте разбираться. 🔬
Что нам даёт повествование от третьего лица? На мой взгляд, главное - это некая отстранённость и оценочность со стороны автора. Само собой, иногда взгляд со стороны бывает всего лишь безмолвным фиксатором происходящего, эдаким оператором кинохроники. Но, чаще всего рассказчик так или иначе залезает к персонажам истории в голову и вытаскивает оттуда их мысли и чувства. И порой эти эмоции отдают то ли пластиком то ли нафталином. 🔫
На этом фоне повествование от первого лица часто воспринимается как глоток свежего воздуха в душной комнате. У такого варианта рассказывать историю собственный ритм, зачастую куда более динамичный, чем у созерцателя со стороны. И, при должном умении вжиться в шкуру своего героя, автор способен крайне достоверно передавать весь внутренний мир персонажа, а его оценкам придавать вес и осмысленность. Но вот вопрос - всегда ли подобный стиль может подойти истории? 👀
Приведу два простых примера обоих подходов, а вы мне скажите, что вам ближе? 😉
Итак, третье лицо - цикл «Ведьмак» Анджея Сапковского. Уж сколько там эмоций и сложностей в головах персонажей, но все это мы видим со стороны автора, а не изнутри черепных коробок участников событий. При этом пану удаётся красиво и богато описывать весь окружающий мир и палитру чувств персонажей, лишь изредка позволяя себе вольность и оценку, но даже не столько героев или их поступков, а той неприглядности, что он спрятал за ширму фэнтези. Красиво? Да! Динамично? Вполне! Естественно? На мой взгляд, не всегда. 🤔
Теперь первое лицо. И «Будущее» Глуховского. Главный герой истории сразу же уводит читателя в свои суровые будни и автор без стеснения бросает его в пучину событий, что на время отодвигает на второй план необходимость глубокого анализа чувств героя. Но с развитием сюжета некая топорность персонажа, ведущего рассказ, начинает лезть наружу и среди всей этой динамики и экшена читателю может не хватить глубины героя и достоверности его истории. Красиво? Да, но в меньшей степени. Динамично? Ещё как! Возможно, сверх меры. Естественно? Отчасти. Насколько это вообще возможно в столь фантастических условиях, в которые угодил главный герой. 😏
А по итогу, однозначного универсального решения о точке зрения истории нет и быть не может. Мне кажется, что любая художественная книга должна быть убедительной, чтобы вызвать сопереживание героям и банальный интерес к чтению дальше. Но как сделать это лучшим образом? Вопрос на откуп конкретным случаям и историям. Напишите в комментарии, друзья, книги с каким стилем повествования вам нравятся больше и почему? А я в своей новой книге, пожалуй, немного схитрю и сделаю выбор, не делая выбор. А потом посмотрим, что из этого получится! 🤓
Спасибо, что дочитали мои размышления до конца! Что-то вышло опять объёмно, но что уж тут поделать, и вопрос не маленький! Жду ваших мыслей под постом и, как обычно, желаю вам приятного чтения! До скорого! 👋🏼
#пишукнигу #рэй
#shia_books