Речь — важный фактор развития ребёнка. Но дети очень индивидуальны: кто-то вовсю разговаривает в год с небольшим, из кого-то и в три года приходится слова вытягивать. Как понять, что нужно бить тревогу?
Сначала напомним, что речь каждого человека проходит определённые этапы:
- гуление,
- лепет,
- первые слова, словосочетания,
- фразы и предложения.
И на всех этапах ребёнку нужна поддержка взрослого — в первую очередь, это насыщенная речевая среда, в которой малыш постоянно слышит обращённые к нему слова, взрослые комментируют свои действия и ласково стимулируют ребёнка к диалогу.
Родителю стоит обратиться к специалисту, если к вам относится хотя бы один пункт из этого списка:
- До года у ребёнка не было гуления и лепета.
- До 19 месяцев малыш не произнёс ни слова.
- К 2 годам говорит меньше 10 слов, нет простой фразы "Мама, дай!".
- Ребёнок “ленится” жевать, часто попёрхивается, предпочитает перетёртую пищу.
- Малыш избегает зрительного контакта, не откликается на своё имя.
- Ребёнок часто смотрит на рот при общении.
- Ребёнок не использует жесты “привет”, “пока”.
- Малыш не пугается громких звуков.
- К 1,5-2 годам ребёнок не выполняет простые просьбы.
- Когда вы говорите, он не следит за вами глазами.
- В возрасте 2,5-3 лет ребёнок не может соединить слова в простые фразы.
- К 3 годам у ребёнка нет собственной речи (только повтор чужих слов).
- Были сложные роды (преждевременные, асфиксия, гипоксия, затяжные, стремительные).
Какие могут быть причины задержки речи?
Если говорить в общем, то все причины делятся на две категории: физиология и социальный фактор.
К физиологическим причинам относятся наследственность (если в семье были ещё “молчуны”), проблемы со слухом, проблемы с речевым аппаратом, сложные роды и тяжело проходившая беременность, инфекционные заболевания, частые или длительные заболевания в раннем возрасте, нарушения психического развития. Всё это может выявить только врач, и у подобных проблем обычно есть предпосылки (см перечень пунктов выше).
К социальным причинам можно отнести дефицит речевых контактов, отсутствие культуры общения в семье, постоянный звуковой фон дома (в т.ч., телевизор), гиперопеку, чрезмерное давление на ребёнка (“скажи”, “повтори”).
Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.
Это всё не про вас, но речи так и нет?
Если перечисленные выше физиологические и социальные факторы не про вашего ребёнка, и тревожных звоночков из списка вы у себя не нашли, а речь у малыша всё равно менее развита, чем у сверстников, то ответ прост: надо над ней работать. Ваш малыш заговорит, надо ему только немного помочь – увлечь развивающими играми, мотивировать вступать в диалог, задавать вопросы. И всё получится!
Комплект “Умница. Говорим” основан на методике речевого развития. Она была разработана логопедами для того, чтобы пройти с малышом все этапы формирования речи и помочь ему избежать логопедических проблем.
Суть методики речевой активности в том, чтобы создать специальную языковую среду и ситуации, которые наполняют словарный запас малыша, побуждают его к самостоятельной речи. Помимо этого, в методику включены игры на развитие слуха, зрения, мелкой моторики, артикуляционная гимнастика.
Занятия по комплекту полезны всем детям от 0 до 3 лет: и тем, кто пока не говорит, и тем, кто говорит мало или неохотно. Набор “Умница. Говорим” разработан Светланой Тимошенко (логопед, дефектолог высшей категории) и Евгенией Ершовой (логопед, дефектолог высшей категории, преподаватель высшей школы).
А ещё это игры! Весёлые, увлекательные, соответствующие возрасту и навыкам вашего ребёнка. На каждый день у вас будет множество активностей, которые сделают будни с малышом ярче и помогут вам достичь удивительных результатов в развитии сына или дочки. Вы влюбитесь в комплект “Умница. Говорим” с первой минуты знакомства — это мы вам гарантируем:)
Материал предоставлен издательством «Умница».
#развитиеречи #логопед #раннееразвитие #игрысдетьми #родительство