Выражение «козел отпущения» слышал каждый. Еще в 6 классе на уроках русского языка нам объясняют, что так называют человека, на которого свалили чужую вину и наказали за нее. Но вот, что это за козел, откуда он взялся, куда и зачем его отпускают, не говорят. В общем, выражение рождает больше вопросов, чем ответов. Сегодня мы в этом разберемся.
Козлом отпущения в иудаизме называли ритуальное животное, на которое возлагались все грехи еврейского народа. Козла, загруженного грехами, отпускали в пустыню, обрекая на долгую и мучительную смерть. Все это действие происходило еще до нашей эры, в праздник Йом-Киппур, когда в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов. Одного из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом за грехи людей, их кровью освящали скинию (еврейский походный или временный храм), а туши позже выносили и сжигали вне храма. На другого же козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа, и его уводили в пустыню. После этого участники ритуала мылись и стирали свою одежду.
Такого козла и сам обряд называли «азазель», от слияния слов «аиза» (козёл) и «азала» (отойти). Позже Азазелем стали именовать одного из первых падших ангелов и демона пустыни. По преданию, он научил людей обманывать, совратил их в безбожие и научил разврату. Мужчин научил делать оружие и воевать, а женщин – использовать драгоценные камни, украшения и пользоваться косметикой. А за бунт он, по повелению Бога, был привязан к пустынной скале.
Сразу вспоминается Азазелло из «Мастера и Маргариты». Недаром Булгаков так его назвал: именно его посылают к Маргарите «на переговоры», а в качестве средства перевоплощения он предлагает ей не что иное как крем. Он так своеобразно ведет себя, что героиня поначалу принимает его за сводника-обольстителя. Но главной его функцией в романе является насилие: именно он выбрасывает из Москвы в Ялту Степу Лиходеева, изгоняет из Нехорошей квартиры Поплавского, убивает из револьвера барона Майгеля, отравляет главных героев. Такой киллер-совратитель. Чем не Азазель?
Вот так безмолвная, покорная скотинка превратилась в настоящего демона. Поэтому нежелательно делать людей «козлами отпущения». Во-первых, это несправедливо, а во-вторых, рано или поздно им надоест тащить чужую вину и они могут «взбрыкнуть», а там уже последствия непредсказуемы.
Вот и всё на сегодня. Спасибо за прочтение. Если было интересно поставьте пальчик вверх и подпишитесь.
Больше информации о происхождении слов и выражений ищите в нашей подборке.