Как выйти замуж, воспитывать детей, вести хозяйство — ответы на все эти вопросы дает старинный сборник советов. Почему с ним боролись и надолго забыли? И есть ли там что-то полезное для нас?
Эту книгу мы привыкли поминать в повседневной жизни в самом негативном контексте. «Это просто какой-то Домострой!» — восклицаем мы, когда речь идет о чем-то косном, устаревшем, замшелом и крайне консервативном в отношении семьи и домашнего уклада. При этом большинство из нас никогда не держали в руках бесценный литературный памятник под названием «Домострой».
А ведь помимо действительно неактуальных традиций, привычек и средневековых суеверий книга содержит многовековую мудрость русского народа. Она служила уставом семейной жизни на протяжении столетий, в те времена, когда строилось и расширялось русское государство. А также заметно прирастало населением — во многом благодаря крепким многодетным семьям, которые в быту и отношениях ориентировались именно на «Домострой»
Народная мудрость
Полное название этого литературного памятника XVI века — «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Об авторстве до сих пор спорят, но известно, что подобные наставления были широко распространены еще в XV веке в Новгородской республике. Например, «Измарагд» и «Златоуст». Но во времена Иоанна Грозного его сподвижник и наставник, протопоп Сильвестр, решил свести народную мудрость в один сборник. «Домострой» появился как наставление в семейной жизни для молодого царя. Больше столетия Россия жила по этой книге, формируя уникальные русские традиции и домашний уклад.
Петр Первый разрушил домостроевскую Русь — он ненавидел старые традиции и объявил им войну. В частности, в «Домострое» пьянство было объявлено большим грехом, особенно среди женщин. «Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже», — предостерегал Сильвестр. Петр же, как известно, чтобы раскрепостить своих подданных, насаждал культ пьянства, устраивая бурные застолья, после которых гости, в том числе женщины, нередко падали под стол. С годами правила «Домостроя» все больше уходили из повседневной жизни в область исторических курьезов и хранились только в староверческих семьях. Но сегодня, когда мы заговорили о возвращении традиционных ценностей, есть смысл заглянуть в эту книгу. Возможно, мудрость предков в чем-то окажется полезной и нам.
Идеальная семья
В средневековой России семья строилась на христианских ценностях. Поэтому первая часть «Домостроя» посвящена вере, тому, как молиться, как веровать в Бога. Еще одна часть говорит об отношениях с государством — «Как царя чтити». Но самой востребованной частью во все времена были семейные и домашние наставления. По любви жениться и выходить замуж на Руси было не принято. Сговаривались родители будущих молодоженов, в создании семьи активно участвовали свахи, брак благословляла церковь. Разводы были единичными, по каким-то из ряда вон выходящим поводам. Венчанные муж и жена были обязаны полюбить друг друга и хранить верность. «Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного», — написано в «Домострое». Строго делились семейные роли. Муж – хозяин и добытчик. Его обязанность — содержать семью и дом, принимать самые важные решения. Жена — мать и хозяйка — воспитывает детей и управляет домом и прислугой, если таковая имеется. Дети почитают родителей и слушаются их, даже став взрослыми. За несоблюдение правил жену, детей и прислугу следовало строго наказывать, причем не только морально, но и физически. И даже это строго регламентировалось.
«А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…»
Хозяйство и экономия
«Домострой» содержит большое количество практических советов в самых разных областях домашнего хозяйства. Например, есть глава «Как кроить различную одежду и хранить остатки и обрезки».
«Остатки же и обрезки всякие хранят, остатки эти и обрезки различные ко всему пригодятся в домашнем деле: заплату наставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить, вот тогда остаток или обрезок и выручит, на рынке ведь устанешь, подбирая по цвету и виду, да втридорога и купишь, а иногда и не сыщешь».
Хозяйке предписывалось хранить все для рукоделия и домашнего обихода в порядке и чистоте. А главное, чтобы все необходимое было под рукой : «В чужой двор не идешь ни за чем, все свое — без лишнего слова». Небольшая, но отдельная глава посвящена вопросу экономии, умению жить по средствам. Вот она целиком.
«А в повседневном своем хозяйстве: и в лавке, и во всяком товаре, и в кладовой, и в комнатах, и во всяком дворовом припасе или деревенском, и в ремесле, и в приходе-расходе, в займах-долгах,— все заранее распределить, а потом уж и жить, хозяйство ведя согласно приходу и расходу».
Нужно ли нам возвращаться к правилам «Домостроя»? Конечно, нет, уж точно не к телесным наказаниям и женскому домашнему затворничеству. Стоит ли прочитать эту книгу? Скорее да: и для того, чтобы расширить свой кругозор, и для того, чтобы лучше понять, на чем строятся наши семейные традиции. Любовь, верность, чистота, скромность — эти ценности актуальны всегда.