Найти тему

Социализация. Шаг первый.

Оглавление

О социализации детей с особенностями развития говорят и пишут сейчас очень много. Мы все в общих чертах понимаем о чем это, но если каждого из нас попросить объяснить, что включает в себя это понятие, вариантов можно услышать множество.

В этой статье дефектолог Эрудит центра-2 расскажет про первый шаг на пути социализации ребенка.

Фото взято с сайта Unsplash: https://unsplash.com/photos/_vkztdUDhvY?utm_source=unsplash&utm_medium=referral&utm_content=creditShareLink
Фото взято с сайта Unsplash: https://unsplash.com/photos/_vkztdUDhvY?utm_source=unsplash&utm_medium=referral&utm_content=creditShareLink

Начать свой рассказ следует с разбора определения слова "социализация". Трактовка понятия в известном ресурсе Википедия:

Социализация-процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Вот так вот мудрёно и неоднозначно. Да, конечно, все верно и про овладение, и про функционирование, и про ценности. Ну, как-то уж больно оторвано от каждого родителя, имеющего ребенка с особенностями в развитии. Я, как дефектолог с большим стажем и классическим образованием привыкла все общие понятия разделять на мелкие части, ведь наше дефектологическое кредо «от частного к общему».

Хочу поговорить сейчас о том, с чего собственно эта социализация начинается, и рассказать историю двух девочек - Машеньки и Наташки. Девочки эти родились в самый расцвет периода, который принято называть застоем.

Машенька

Машенька родилась в молодой семье торговых работников, она была желанным и очень любимым ребенком. В те времена возможности людей, работающих в сфере торговли, сильно отличались от возможностей большей части населения страны. У Машеньки с рождения было все самое лучшее: немецкая коляска, одежка как у куколки, заграничные игрушки и многое другое. Решено было, что мама Машеньки не вернется на работу и полностью посвятит себя воспитанию дочери. В детском саду болезни, микробы, да и чему хорошему может научиться там ребенок.

К двум годам мама стала замечать, что ее дочь отличается от детей знакомых и соседей. Машенька не заговорила, да и пошла поздно. Когда несоответствие стало очевидным, на помощь были призваны лучшие в городе врачи-специалисты. Они приезжали на дом, строили предположения, прописывали капли, порошки, массаж, успокаивали. Со временем дошла очередь и до психиатра из районной поликлиники. Доктор этот категорически не понравился родителям Машеньки, он говорил страшные слова, а потом вообще завел речь об инвалидности. Все эти слова совсем не подходили их красивой голубоглазой дочери. Когда пришло время идти в школу, стало окончательно понятно, что первый раз в первый класс, банты и букеты - все это не про Машеньку, слишком уж она отличалась от сверстников. Вопрос о специальном коррекционном образовании даже не поднимался. Какое-то время приглашали педагогов домой, но быстрых результатов не добились, а потом и совсем забросили идею с обучением. Доходы семьи и реалии того времени позволили Машеньке числиться в школе и даже получить документ об окончании этой школы. Все эти годы, девочка, почти все время сидела дома. Все время с мамой, летом на даче, зимой в благоустроенной квартире у окна или перед телевизором. Ее документы со временем плавно перекочевали в профессиональное училище, потом трудовая книжка несколько лет пролежала в одном скучном учреждении. Поверьте, в те годы это было возможно. Когда в стране стало многое меняться, Машеньке оформили инвалидность по общему заболеванию. Жизнь ее никак не менялась, то же окошко, тот же телевизор. Даже знакомых у семьи почти не осталось, все интересы родителей замкнулись на Машеньке и на стараниях любыми путями «устроить» ее жизнь «как у всех».

Сейчас Машеньке далеко за пятьдесят. Она не может сама правильно одеться, не может налить себе чай и сделать бутерброд. В прошлом году мамы не стало, отцу нужна сиделка, как, впрочем, и Машеньке. Немногочисленные дальние родственники не горят желанием заботится о ней, уж слишком хлопотно, по сути, взрослый беспомощный ребенок.

Фото взято с сайта Unsplash: https://unsplash.com/photos/99dACDeId_4?utm_source=unsplash&utm_medium=referral&utm_content=creditShareLink
Фото взято с сайта Unsplash: https://unsplash.com/photos/99dACDeId_4?utm_source=unsplash&utm_medium=referral&utm_content=creditShareLink

Наташка

Наташка родилась в многодетной семье, примерно в те же годы, что и Машенька. К тому моменту, когда мама стала замечать, что девочка развивается «как-то не так» у нее уже был следующий грудной ребенок, и особо рассуждать на эту тему было некогда. Старшие братья и сестры во всем помогали девочке, но никто особо ее не опекал. Со временем обязанностью братьев стало сопровождение Наташки в коррекционную школу. Специальность швеи не далась ей как другим девочкам, зато она с удовольствием работала в переплетной мастерской, научилась считать до двадцати, читать по слогам, могла написать свое имя и фамилию. А еще она помнила дни рождения своих четырех братьев и двух сестер. К каждому такому празднику она непременно мастерила кривоватый блокнотик с обязательным сердечком.

К двадцати годам Наташка была незаменимой помощницей в быту, присмотреть за младшими, прибраться, помыть посуду. Она так и не научилась готовить и считать сдачу в магазине, но могла сходить в магазин около дома, в котором ее хорошо знали, и принести продукты по списку. Она знала, как зовут всех бабушек на лавочке около подъезда, и подкармливала бездомных кошек. Сейчас ей тоже за пятьдесят, она до сих пор живет с родителями. И, наверное, двум старикам было бы трудно управляться без нее. Она с удовольствием ездит в гости к братьям и сестрам, возится с племянниками.

Я взяла на себя смелость сравнить двух этих девочек, ведь возможности у них были приблизительно одинаковые. И я не про возможности к обучению, я про возможности той самой «социализации», которую каждый понимает по-своему. По моему мнению, социализация начинается не с педагога и школы и даже не с детского сада, а с принятия родителями своего ребенка вместе с его особенностями. Я точно знаю, что именно принятие является первым шагом к социализации.

Как только мама и папа «позволяют» себе иметь ребенка не такого как другие, прогресс в развитии не заставляет себя долго ждать. Ведь только в этом случае развитие идет от возможностей ребенка, не подчиняясь амбициям и ожиданиям родителей, бабушек и дедушек. Поверьте, я знаю, что это очень непросто, но пропустить этот шаг никак нельзя. Только благодаря этому первому шагу, можно встать на узкую и очень непростую дорожку, которая называется СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Фото взято с сайта Unsplash: https://unsplash.com/photos/wBgAVAGjzFg?utm_source=unsplash&utm_medium=referral&utm_content=creditShareLink
Фото взято с сайта Unsplash: https://unsplash.com/photos/wBgAVAGjzFg?utm_source=unsplash&utm_medium=referral&utm_content=creditShareLink

Преподаватели Эрудит центра-2 - это профессионалы, которые относятся к каждому ребенку с особенным подходом. Мы подбираем оптимальный образовательный маршрут и делаем процесс обучения максимально комфортным!

Узнайте больше о школе на нашем официальном сайте
Если вам понравился пост, мы будем рады вашим комментариям!