Найти в Дзене
Семья Раузо

Кот-Баюн о личности дирижера

Кот - Баюн о хоровом искусстве  Письмо второе. О личности дирижера    Все мы сталкивались в процессе обучения с кумирами хорового искусства, с кем-то заочно, с кем-то лично, одни воздействовали на наше сознание довольно продолжительное время, другие эпизодически, но каждый оставлял значительный след в нашей жизни. Процесс обучения завершался, и дирижер отправлялся в свободное плавание, в котором ему приходилось «барахтаться», в результате чего некоторые «выплывали», другим везло меньше. В течение первых лет работы дирижер, наполненный творческими силами, желаниями, пытался изменить этот мир, но, по мере течения времени потихоньку угасал и приспосабливался к общему укладу повседневной жизни. Что же случилось?  Одна из причин лежит глубоко в сознании личности, которая считает себя наученной, узнавшей много как работать, с кем и т.д. Когда же молодой дирижер не находит поддержки среди устоявшихся сформированных хоровиков он либо начинает нищать, либо подобно Прометею несет этот огонек, со

Кот - Баюн о хоровом искусстве 

Письмо второе. О личности дирижера 

 

Все мы сталкивались в процессе обучения с кумирами хорового искусства, с кем-то заочно, с кем-то лично, одни воздействовали на наше сознание довольно продолжительное время, другие эпизодически, но каждый оставлял значительный след в нашей жизни. Процесс обучения завершался, и дирижер отправлялся в свободное плавание, в котором ему приходилось «барахтаться», в результате чего некоторые «выплывали», другим везло меньше. В течение первых лет работы дирижер, наполненный творческими силами, желаниями, пытался изменить этот мир, но, по мере течения времени потихоньку угасал и приспосабливался к общему укладу повседневной жизни. Что же случилось? 

Одна из причин лежит глубоко в сознании личности, которая считает себя наученной, узнавшей много как работать, с кем и т.д. Когда же молодой дирижер не находит поддержки среди устоявшихся сформированных хоровиков он либо начинает нищать, либо подобно Прометею несет этот огонек, сохраняя его на протяжении жизни в своем сердце. Все это знакомо, но почему-то большинство дирижеров не становятся Протеями хорового искусства. Почему так происходит? Каждый из нас, наверное, вспоминал о годах учебы и анализировал свои действия. Когда мы погружены в объемы информации, знаний, весьма искусно и быстро можем их извлекать из своего сознания. Впоследствии, что-то забывается, что-то кажется менее значимым и наш разум начинает нищать. Кто же мешает нам совершенствоваться? Это риторический вопрос. К сожалению, многие говорят лишь об этом, но процесс дальнейшего совершенствования становится не столь результативным. Поучая своих учеников, мы много вспоминаем как поступали мастера прошлого и это похвально, но сами своим примером довольно редко вдохновляем молодые горящие сердца. А далее-жалобы, сетования на то, что молодежь пошла не та, что в наше время было по-другому и т.д. и т.п. 

Мы становимся неинтересными, искусство в широком смысле слова уходит далеко не на первый план. Многие из нас уже не помнят о символике архитектурных строений, о различиях в области цвета на примере полотен художников, мы перестаем учить стихи сами, да, да, лишь принуждаем в лучшем случае делать это других. Животный и растительный мир нам не интересен, хотя какое огромное множество примеров мы можем почерпнуть из многих, казалось бы на первый взгляд, не столь важных областей мироздания. 

Все это способствует лишь тому, что мы штампуем, подобно конвейеру, не мыслящих ответственных людей, а лишь подмастерьев, которые на фоне своих педагогов выглядят порой второстепенно. 

На семинарах неоднократно говорится о проблемах, проблемах и проблемах в обучении, но ни одного слова о нас самих. Какими мы становимся? Интересны ли мы для своих учеников? Какой путь мы им предлагаем? Или это всего лишь иллюзия будущего?.. 

Мы не хотим ежедневно играть партитуры, нам кажется, что все получится с листа, что мы и так все видим и все знаем. А книги, их ежедневное чтение, или читательский дневник хорош лишь в младшей школе? А разве тогда, когда мы учились нам не говорили, что мы должны этим заниматься постоянно, что потеря в один день никогда не восполнится в будущем. Но нет, наше самолюбие говорит нам (глубоким внутренним голосом): «Ты все знаешь, ты отучился не зря эти 17 или 18 лет. Ты многому научился, у тебя же были такие педагоги…» 

Помните, за период времени, когда Н.А.Римский – Корсаков в сотрудничестве с М.Балакиревым работали с певчими Придворной певческой капеллы о чем писали? О том, что интеллектуальный уровень капеллы поднялся в разы, все ловили каждое слово, каждую интонацию Великих мастеров. А ведь они же были лишь первопроходцами, находящимися в постоянном поиске. Что же поменялось? Разве мы должны опустить руки? Как говорят многие: «Ну это же Корсаков, у него и память не такая, и слух…» Разве это не подтверждает лишь то, что если эти люди трудились с таким упорством, то мы должны делать это еще более усиленно, с полной самоотдачей. И тут было бы уместно выкинуть плакат с одним лишь страшным словом – ЛЕНЬ!!! (Можем оправдывать себя сколько угодно и как угодно, но это факт). 

Когда-то во времена моей учебы на одном из Богослужений Митрополит Филарет в своей проповеди сказал: «Мы очень ленивы». А я подумал, неужели это говорит сам Митрополит, умница, великий оратор. Да. Только теперь эти слова становятся понятными и не вызывают в сознании недоумения. 

Чтобы не заканчивать на печальной ноте и никого не обидеть, Кот-Баюн спешит откланяться, а вы, мои дорогие подумайте и начинайте потихоньку действовать, не откладывая это на понедельник. 

Ваш Кот-Баюн