Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 1. Глава 1.

«Мария под покрывалом». Джованни Страцца. Открытые источники.
«Мария под покрывалом». Джованни Страцца. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Богоматерь, как и Ее Сын, являются объектами глубочайшего почитания у христиан, несколько меньшего — у мусульман, которые признают Ее праведницей и матерью Исы, второго по важности после Мухаммеда великого пророка. О Ней мы, к сожалению, знаем очень мало: Ее светлый облик скрыт от нас вуалью тысячелетий.

Вот почему у меня Ее образ ассоциируется с гениальной скульптурой итальянского ваятеля Джованни Страцца «Мария под покрывалом», выполненной в технике «прозрачного мрамора» (фото размещено над заголовком). Как и этот бюст, люди видят Приснодеву целиком, но детали Ее лица скрыты пеленой божественной тайны…

Христиане называют Иешуа Га Ноцри Сын Божий и Сын Человеческий; мусульмане — Иса бен Мариам, сын Марии. И это вполне справедливое определение, поскольку Иосиф Обручник приходится Спасителю только приемным отцом.

Гвидо Рени: Святой Иосиф. Открытые источники.
Гвидо Рени: Святой Иосиф. Открытые источники.

В настоящее время принято давать ребенку фамилию и отчество по отцу и рассказывать о нем первым из родителей. Я изменю современной традиции и начну повествование именно с Пресвятой Девы. Это, без преувеличения, самая популярная женщина в мире, почитаемая и в христианстве, и в исламе. Известна Она и в иудаизме, где при Ее жизни Она подверглась несправедливым обвинениям, а теперь в целях политкорректности Ее принято не упоминать.

...Мы так привыкли к термину «иудей», что забыли: в те времена его применяли в узком смысле — к жителям Иудеи, а не к галилеянам или самарянам. В Галил-ха-Гоим, «округе язычников», было много племен и общин. Некоторые, как рехабиты и кениты, — обладатели древней племенной истории. Обитатели палестинского Севера и Юга имели различия в религии; даже в раннем христианстве сталкивались галилейская и иудейская традиции. Первая сохранила больше черт древней религии Израиля, когда он был отделен от Иудеи, и была ближе к старым верованиям самарян. Галилеяне по месту проживания, но иудеи по происхождению, считались евреями, так как служили Богу Израиля, однако отличались от истинных потомков колена Иудина. Фарисеи из «округи язычников» нуждались в поддержке собратьев из Иерусалима, чтобы противостоять Иисусу. В Святом граде не верили, что Мессия будет из Галилеи, и Христа считали одержимым демоном самарянином (Ин. 7:40-43, 51-52; 8:48).

Карта Галилеи. Открытые источники.
Карта Галилеи. Открытые источники.

И Богоматерь, и Обручник жили в Галилее, но были чистокровными иудеями.

Ее предсказывал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приймет, и родит Сына…» (Ис. 7:14).

Исайя. Открытые источники.
Исайя. Открытые источники.

Церковная традиция к образу Богородицы относит несколько сюжетов.

Перечислю их.

Лестница Иакова — символ того, что через рождение Иисуса от Марии небо соединится с землею (Быт. 28: 12-17).

Лестница Иакова. Открытые источники.
Лестница Иакова. Открытые источники.

Неопалимая купина и сосуд с манной небесной, дарованной Богом евреям во время их странствий по пустыне (Исх. 3: 2-5; 6: 32-34), как символ Ее непорочного зачатия.

Неопалимая купина. Открытые источники.
Неопалимая купина. Открытые источники.
Манна небесная. Открытые источники.
Манна небесная. Открытые источники.

Пророчество Софонии о дочери Сиона и рождении Христа (Соф. 3: 14).

Пророк Софония. Открытые источники.
Пророк Софония. Открытые источники.

Ворота Храма в пророчестве Иезекииля (Иез. 44: 1-4) как символ непорочности Приснодевы.

Реконструкция ворот Храма. Living in the Time of Jesus of Nazareth. Peter Connoly. Israel. 1993.
Реконструкция ворот Храма. Living in the Time of Jesus of Nazareth. Peter Connoly. Israel. 1993.
Иезекииль, видение Славы Божией, фреска. Открытые источники.
Иезекииль, видение Славы Божией, фреска. Открытые источники.

Символическая Премудрость в «Книге притчей Соломона» (Прит. 9: 1-11).

София Премудрость Божия, фреска. Открытые источники.
София Премудрость Божия, фреска. Открытые источники.

Жена Царя (символическая Царица рядом с Мессией) в псалме Давида (Пс.44:10-18).

Жена, облаченная в солнце, в «Откровении» Иоанна (Откр. 12:10).

Жена, облаченная в солнце. Открытые источники.
Жена, облаченная в солнце. Открытые источники.

В канонических евангелиях о Ней сказано немного. Больше подробностей приведено в апокрифах: «Протоевангелии Иакова», «Успении Богородицы», «Евангелиях детства», «Книге Иосифа Плотника». Теологический аспект я опускаю, его куда лучше осветят священнослужители, моя задача показать Марию как историческую личность.

Как бы я хотел увидеть женщину, Которую рисовали и рисуют чаще всего в истории нашей планеты. К несчастью, все Ее изображения — чистая фантазия художников, ни на чем не основанная. Ибо о внешности Богородицы известно куда меньше, чем об облике Ее Сына. И тому есть несколько причин. Об этом - в следующей главе.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-ka-istoricheska/

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.