Запрет на морские перевозки российской нефти вступит в силу 5 декабря, а 5 февраля распространится и на остальные нефтепродукты. Частичное эмбарго затронет страны ЕС, включая Венгрию, Германию и Польшу, которые получали около трети российского сырья. К концу нефть будет направляться в ЕС только по южной части нефтепровода «Дружба», на который приходится 10% от всего объема нефти, покупаемой Евросоюзом у России.
Кроме того, страны G7 договорились ввести потолок цен на российскую нефть. В ответ на это вице-премьер РФ заявил, что наша страна прекратит поставки этим странам. В одном из предыдущих мы рассказывали, что это изменит для отечественных нефтеперерабатывающих компаний и как это затронет «Татнефть». Теперь мы решили выяснить, как события на нефтяном рынке повлияют на стоимость топлива внутри страны.
На 20 сентября средняя стоимость бензина на автозаправках в Казани составляла 46,2 рубля на АИ-92, 49,34 рубля на АИ-95 и 52,9 рубля на дизельное топливо. При этом стоимость бензина и топлива в одном городе может отличаться от заправки к заправке.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» объяснил разницу в ценах разницей маржинальности переработки: ближе или дальше расположены месторождения, НПЗ, разное качество сырья, разный налоговый режим и другие факторы. Но разница в цене топлива между брендами в России не так велика, как за границей, где в одном городе отличия могут быть в 1,5 раза.
– На самом деле в РФ цены стабильно низкие и примерно одинаковые везде, что связано с налоговой политикой государства. Больше половины в стоимости литра бензина занимают акцизы, а не нефть или расходы нефтяников на ее переработку. Внутри одной сети топливо может отличаться по цене, но опять же не значительно. Компании стараются брать больше там, где это возможно, например, на АЗС, не имеющих конкурентов поблизости, но вынуждены скидывать на загруженных трассах, где плотность станций высока, – сказал эксперт.
В преддверии введения новых санкций против России возможна ситуация затоваривания. Емельянов считает, что избыток непроданных нефтепродуктов на внутренний рынок, напротив, позволит снизить цены на нефтепродукты.
– Для нефтяных компаний это негатив, но на какое-то время (пока логистика не перестроилась, а объемы не пришли в соответствие с экспортом) в России топливо может заметно подешеветь, – предположил собеседник.
Заметим, что в настоящее время около 50% российской нефти поставляется в ЕС. Емельянов уверен, что переориентировать большую часть топлива можно на восточные рынки, но с дисконтом, поэтому чистая прибыль с продажи тех же объемов упадет. Пока не понятно, как сильно и у каких компаний больше, чем у остальных. Есть и политический фактор, например, Индия закупает все меньше топлива из РФ, выражая ей открытое недовольство по поводу продовольственного кризиса, вызванного конфликтом на Украине.
Аналитики информационно-аналитического портала рассказали, что ценообразование на топливо на внутрироссийском рынке определяется демпферным механизмом, который призван нивелировать влияние внешнеэкономических и геополитических факторов. Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, устанавливаемой законодательно.
– Если эта разница положительная, то есть экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство компенсирует разницу нефтеперерабатывающим компаниям, в противном случае - компании платят в бюджет. Это позволяет удерживать рост розничных цен в России в пределах инфляции. Сейчас демпфер скорректирован с учетом дисконта на российскую нефть на мировом рынке, что должно способствовать обеспечению достаточной маржинальности розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции. Это особенно актуально для независимых АЗС, бизнес которых сильно зависит от оптовых цен на топливо, – считают в компании.
В плане переориентирования каналов экспорта российской нефти и нефтепродуктов президент России еще в апреле 2022 года обозначил три ключевые задачи российского нефтегазового сектора – обеспечение внутреннего рынка, рост глубины переработки и переориентирование экспорта на юг и восток.
– Работа по перенаправлению экспорта ведется сравнительно успешно, что признают даже такие скептически настроенные по отношению к России структуры, как, например, Международное энергетическое агентство (МЭА). России удалось избежать обвала нефтедобычи, прогнозируемого тем же МЭА, но дисконт на российскую нефть хоть и снизился, пока сохраняется на высоком уровне. К вступлению в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефти и нефтепродуктов российская нефтяная отрасль готовится, но, по понятным причинам, конкретные меры не озвучиваются. С точки зрения Neftegaz.RU возможен дальнейший уход экспорта в теневой сегмент, активизация использования различных нефтяных смесей, экспорт нефтепродуктов, которые проще обезличить, чем сырую нефть. Последний пункт, помимо прочего, может способствовать выполнению задачи по росту объемов внутренней переработки, поставленной президентом, – сообщил эксперт Neftgaz.Ru.
Аналитик ФГ «Финам» допустил локальное повышение розничных цен на бензин, хотя до темпов общей инфляции цены на бензин однозначно не дойдут.
– В последние несколько месяцев экспорт нефтепродуктов стабилизировался, так как ряд европейских стран продолжают их покупать в попытке создать запасы перед эмбарго. На этом фоне частично восстановились оптовые цены на нефтепродукты, что может оказывать давление и на цены в рознице. При этом после введения эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов в феврале мы ожидаем очередного витка снижения оптовых цен, что уменьшит давление на цены в рознице, – спрогнозировал эксперт.
По мнению Кауфмана, перенаправить поставки нефтепродуктов сложнее, чем перенаправить экспорт сырой нефти. Он напомнил, что Индия и Китай, которые сильнее всего увеличили импорт сырой нефти из РФ, являются чистыми экспортерами нефтепродуктов, и соответственно, не нуждаются в них. Среди потенциальных новых рынков сбыта можно выделить Африку, которая не обладает достаточными собственными мощностями переработки, а также некоторые страны Ближнего Востока, которые могут увеличить поставки в Европу, компенсировав это закупками из РФ.
Финансовый аналитик группы компаний CMS так же подтвердил, что после введения нового пакета санкций против России и установки потолка цен на российскую нефть отечественный рынок вряд ли ждет трансформация, особенно в части ценообразования.
– Снижение стоимости горючего в рознице вряд ли произойдет, так как около 70 процентов стоимости - это налоги, акцизы и прочие сборы, которые не имеют склонности к снижению. Скорее всего, в ближайшее время цены на бензин и дизельное топливо останутся плюс-минус на этом уровне с последующим постепенным удорожанием к концу года, – поделился собеседник.
Этому эксперт привел ряд причин. Во-первых, в августе 2022 года цена в рознице почти не росла из-за того, что внутренний российский рынок был переполнен, так как ряд недружественных стран отказался от нефтепродуктов из РФ. Но на данный момент продажи переориентированы, а объемы почти восстановились до уровня прошлого года. В связи с этим избыточная ликвидность топлива на рынке России постепенно сокращается. Во-вторых, в Минэнерго заверили, что будут использовать механизм демпфера на стоимость бензина, чтобы сдерживать цены в рознице.
Начальник аналитического управления банка «БКФ» заметил, что санкции преимущественно ударили по экспорту газа и не привели к столь существенному снижению экспорта нефти. В конечном итоге они привели к переориентации экспорта нефти с запада на восток. Поэтому нет рисков затоваривания нефтехранилищ и остановки НПЗ, характерных для весны этого года.
– Естественно, избыток нефти на внутреннем рынке способствовал снижению цены нефтепродуктов и, в первую очередь, бензина. Когда проблема с восстановлением экспорта нефти была решена, цены на бензин и на дизельное топливо пошли вверх. Планируемое повышение налогов на экспорт нефти может способствовать снижению цены на нефть на внутреннем рынке. Однако этот эффект может компенсироваться ростом инфляции, - предупредил эксперт.
Директор филиала «Открытие Инвестиции» в Казани считает подорожание бензина внутри РФ маловероятным – судя по тому, что механизм скорректированного демпфера на бензин в проекте бюджета предлагается продлить на 2023-2025 годы, трансформации в механизме ценообразования на внутреннем рынке топлива не предполагается.
– Работа скорректированного механизма демпфера уже показала свою эффективность: цены на бензин в России активно росли с середины июля по начало августа, но после корректировки механизма начали снижаться, – напомнил Ложкин.
Переориентация экспортных потоков не окажет прямого влияния на ценообразование на внутреннем рынке, возможно изменение формулы расчета демпфера, может быть взят другой базис цен вместо цены в портах Северо-Западного Федерального округа.
– Производители топлива будут поддерживать внутренний рынок в сбалансированном состоянии, в чем будет помогать работа демпферного механизма. В связи с этим значительного изменения цен не ожидается, – резюмировал эксперт.
Валерий Емельянов назвал «Татнефть» одной из «наиболее независимых от экспорта компаний в России». Доля продаж на внутреннем рынке через собственную сеть АЗС в разы выше (около 20% выручки), чем у более крупных игроков вроде Лукойла (7%) или Роснефти (5%).
– Причем регионы сбыта у «Татнефти» довольно плотно прилегают друг к другу (Средняя Волга), а не разбросаны по всей стране. Это тоже позитив. В сумме оба этих фактора делают ее менее чувствительной к санкциям. На страны дальнего зарубежья приходится около трети всех продаж «Татнефти», однако еще четверть скупают другие компании РФ для перепродажи на внешние рынки. Поэтому в действительности, если будут проблемы с поставками из России, то будут проблемы и у добытчиков Татарстана, – резюмировал эксперт.