Я намеренно употребляю слово «воспитание», а не «дрессировка», так как считаю собаку не «инструментом» для охоты, не неким роботом, который запрограммирован, а в случае с собакой выдрессирован на выполнение некоего набора команд, а считаю её другом, помощником и партнёром, у которого также как и у охотника, есть свои интересы и потребности и который нуждается в любви и взаимопонимании. Считаю неприемлемым приобретать собаку для охоты и отдавать её так называемым профессиональным кинологам для дрессировки и натаски. При этом желательно внести данные о собаке в охотничий билет. Это позволит вам получить дополнительные разрешённые дни для охоты.
Чтобы установить ментальную связь со своим питомцем, необходимо с самого отъёма его от матери, воспитывать его самостоятельно. Надо с ним спать, есть, пить, находиться постоянно вместе по крайней мере до полутора – двухмесячного возраста. При этом в повседневном общении необходимо прививать питомцу те качества, которые понадобятся ему на охоте.
Прежде всего собаку надо приучить к тому, что вся её жизнь, все её естественные потребности: питание, туалет, прогулки, занятия, игры, происходят не когда ей захочется, а исключительно по расписанию в строго установленное время. Когда собака приучена с строгому распорядку дня, она не становиться обузой или проблемой для хозяев, и даже наоборот, систематизирует и упорядочивает жизнь самих хозяев.
Собака не должна быть предоставлена сама себе на такой промежуток времени, когда она захочет и сможет сама решать, что ей делать. Считаю, для определения понятия «собачья жизнь» очень уместным немецкое слово «орднунг». И, хотя и формально это слово переводится на русский язык как «порядок», немецкое слово «орднунг» имеет более глубинный смысл. Я не лингвист, но те, кто хотя бы в школе учил немецкий, меня поймут. Парадоксально, но факт, что, когда собака находится в «орднунге», это идёт ей только на пользу. Собака становится спокойной, уравновешенной. Она точно знает, что ей нужно делать в любой момент времени её повседневной жизни и служебной деятельности. Причём я не говорю о какой-то жестокости или строгости. Всё должно происходить в атмосфере любви, в форме игры и учёбы.
В целях пресечения агрессии, самовольства или вредительства со стороны питомца, применять «кнут» можно, но исключительно в крайнем случае, когда другие меры воздействия исчерпаны. Но и «пряником» злоупотреблять тоже нельзя. Не надо забывать, что собака хоть и прирученное, но всё же животное. Инстинкт доминировать в стае, захватывать пространства, питаться при любой подвернувшейся возможности, ревновать, хитрить и уклоняться от неприятных для неё занятий сохраняется пожизненно. Собака, предоставленная сама себе начинает деградировать до природных инстинктов и перестаёт воспринимать хозяина как вожака стаи.
В таких условиях воспитателю ни в коем случае нельзя терять самообладание и выдержку, при этом «идти на поводу» питомца и потакать ему в его прихотях также вредно. Только любовь и настойчивость дают требуемый результат в воспитании. Если вы взялись выучить питомца какому-либо элементу поведения или команде, то во время урока необходимо добиваться полного исполнения этого элемента или команды, хотя бы даже и придётся, на первых порах, выполнять команду за него, но «его руками». Ниже я поясню, что означает выполнять упражнение «руками питомца».
Десятиминутные занятия по два раза в день позволят вам выучить и закрепить любую команду за семь – десять дней. Для лучшего усваивания материала, не стоит в рамках одного занятия изучать две и более команды. При этом закрепление команд необходимо постоянно отрабатывать на прогулках и на отдыхе. Такую методу желательно применять для закрепления и запоминания всех пяти команд и трёх основных навыков.
Не могу сдержаться и всё же похвалюсь своей, к сожалению, уже ушедшей в «Долину Вечной Охоты», собакой по кличке Рик породы курцхаар. За двенадцать лет дружбы и совместной охоты мы научились понимать друг друга с полу слова, полу жеста, полу взгляда… Порой у меня даже не было необходимости подавать выученные Риком команды голосом или жестом, Рик сам понимал, что от него требуется в той или иной ситуации.
Стоит добавить, что учёбу в виде игры желательно начинать с первого дня появления у вас собаки. Курцхаар Рик, родившийся в мае, уже в сентябре проявлял себя на перепелиной охоте как заправский охотничий пёс. Обыскивал угодья, вставал на стойку, вытаскивал из кустов ажины битую птицу и приносил её мне. Моему счастью не было предела! Конечно, если бы не природный охотничий дар Рика, доставшийся ему от его родителей – рабочих охотничьих собак, вряд ли бы мне удалось добиться таких результатов, но я воспитывал Рика именно так, как описываю здесь.
Важно постоянно закреплять выученные команды, повторяя их при любой имеющейся возможности. Каждая прогулка должна максимально имитировать охоту. Выбирать места для прогулок надо так, чтобы у собаки была возможность обыскивать местность, находить, подносить и отдавать в руки специально взятую на прогулку поноску, имитирующую битую птицу.
В моём случае в качестве поноски использовались отслужившие свой срок теннисные мячи. Кроме мяча на прогулку я брал с собой отслужившую свой срок теннисную ракетку. Для таких пород как курцхаар, дратхаар, иные пойнтеры, необходимы длинные и активные пробежки. А сами прогулки должны длиться не менее часа каждая и минимум два раза в день. Пространство для прогулок должно быть достаточно для того, чтобы собака могла вы́бегать накопленную энергию, переделать все свои естественные «дела» и поохотиться на поноску. Если вы не имеете возможности обеспечить собаке такие прогулки, то лучше не заводить собак выше означенных пород.