«Является недвусмысленным комплиментом тому факту, что на самом деле это было просто очень хорошее жилье» — пишет о реновации Balfron Tower автор книги «Муниципальные мечты» об истории муниципального жилья в Великобритании Джон Боутон.
Balfron Tower своей историей символизирует все то, что происходило вторую половину 20 века в Лондоне. И это очень созвучно историям наших модернистских построек, поэтому мне стало особенно интересно изучить историю здания.
Оно прошло стадии от оптимистичного восприятия нового чистого и светлого дома в 1960-х, к критике подобной архитектуры в 1970-х, перехода квартир в частную собственности (и возможности их продажи и покупки) в 1980-х и, наконец, максимальной криминализации в 1990-х. И вот, в 2010-х являющийся к этому времени памятником архитектору жилкой дом решили реновировать.
Здание было построено в 1968 году, проект принадлежит архитектору Эрно Голдфингеру, который так прекрасно в середине 1950-х годов вписал бруталисткий домик в историческую застройку в Лондоне.
Но именно башни, первой из которых была 27-этажная Balfron Tower, принесли архитектору известность. Хоть и скандальную.
Писатель Ян Флеминг ненавидел Эрно Голдфрейна за этот дом и в книгах про Джейма Бонда назвал главного злодея Голдфингером.
На тот момент высотные здания были призваны решить проблему с нехваткой жилья в Лондоне после Второй Мировой войны.
Проект Голдфингера не смотря на кажущуюся мрачность был довольно интересным и «человечным». Например, в каждой квартире была своя терраса, по мнению некоторых сделанная специально, чтобы людям было проще адаптироваться, ведь в прежних домах у них была «связь с землей».
А также по мнению архитектора, высотные здания позволяют оставить большую площадь озеленения на земле.
Что касается устройства дома, то он состоит из двух частей. Вся техническая часть (бойлерная, прачечная, лифты) вынесены в отдельную башню, чтобы не беспокоить жителей шумом. В основном корпусе размещены квартиры. Причём рядом с лестничными клетками расположены помещения кухонь.
Сами планировки тоже очень интересные. Коридор дома один на 3 этажа и соседние двери квартир ведут в одну квартиру вниз, в одну наверх и одну с «обычной» планировкой.
В 2010-х, когда уже было принято решение о реконструкции здания, освобождающиеся от арендаторов квартиры было предложено временно занять художникам для того, чтобы поменять тем самым впечатление у широкой публики от дома. Позже некоторые художники говорили, что помогли дому стать «обьектом фетиша» как журнальный столик.
В 2014 году, ещё до реновации Balfron tower, дизайнер Уэйн Хемингуэй и его дочь Тилли воссоздали первоначальный интерьер квартиры 130.
Все предметы, от пластинок до покрывала для кровати Beatles, аутентичны и найдены на барахолках и аукционах и eBay,
А за более мелкими предметами, такими как бутылка лосьона после бритья и банка Gillette в ванной, дизайнеры обратились в музей Land Of Lost Content в Шропшире.
Сейчас, после полной реконструкции с расселением, Balfron Tower стал элитным жильем.
«Действительно, многие справедливо критикуют прежнюю практику размещения в башнях людей, которые, возможно, не хотели жить так высоко. И все же многие люди не только жили счастливо в Балфроне в течение десятилетий, но теперь другие заплатят очень высокую цену, чтобы жить в нем.»
Ремонт с расселением в Balfron сравнивают с ремонтом в его «младшем брате» Trellik без расселения в контексте того, что расселив жителей удалось утеплить стены изнутри, поменять приточную вентиляцию и полы (в том числе, сделать тёплый пол).
Планировки тоже поменяли, объединив гостиную с кухней, а в технической части башни будут организованы ещё и зал для йоги, кинотеатр и общие помещения. Что ещё больше повысит стоимость квартир.
В то же время, это создаст более замкнутую среду внутри, более изолированную от района.
В некоторых статьях в пример приводится утопический роман «Высотка» с подобной замкнутой средой, населённой «яппи», доведёнными до злобного безумия буржуазной конкуренцией, поощряемой их окружением. Теперь интересно почитать книгу.
Фото:
https://www.elledecoration.co.uk/
https://www.associationforjewishstudies.org/