«Если тебе предстоит пройти через ад, иди как можно быстрее»
Уинстон Черчилль, британский госдеятель
Мудрость, изречённые английским премьером, на русский лад звучит как «семь бед – один ответ» и «помирать – так с музыкой». А теперь позвольте поделиться наблюдениями от первого лица.
Самые прозорливые додумались ещё в отрочестве, в период сессий. Первыми на экзамен к строгому преподавателю шли, конечно, выскочки-отличники. К третьей сдаче остальные тоже додумались, что лучше идти в первых рядах: выше шанс вытянуть удачный билет - и если уж повезёт, так повезёт, а если нет, то какой смысл изнывать от страха под дверью. Мы называли это «раньше сядешь – раньше выйдешь» и «пораньше отстреляться».
Но более глубокий смысл фразы про «пройди через ад как можно скорее» постигается позже и трагичнее.
«Резать к чёртовой матери!»
Одна барышня обнаружила у себя нехорошие симптомы. Понятное дело, что «поставила диагноз по Интернету», однако и впрямь чувствовала себя не очень, нужно к доктору. Но как же это страшно: признать, что нависла угроза. Она никому не делала зла, вела здоровый образ жизни – не может быть, чтобы с ней случилась несправедливая кара. К тому же на форумах мелькают редкие сообщения об ошибочных диагнозах: значит, есть надежда оказаться в числе счастливчиков. Ведь пойти к доктору означает риск услышать диагноз, а это полностью изменит жизнь…
Барышня выбрала позицию страуса: хлоп голову в песок! Но кое-что всё же предпринимала: по совету народных целителей носила алую ниточку на запястье, чтобы «выправить энергетику организма», пила талую воду и отвары полезных травок. Верила в хорошее, точнее, не хотела принимать реальность.
К врачам она попала на третьей стадии. Сложная операция, длительная реабилитация, высокая вероятность рецидива. Доктора на консилиуме твердили в унисон: «Если бы вы обратились хоть немного раньше…»
Зажмурься и сделай шаг! Тревожная симптоматика и непривычные состояния организма могут сигнализировать, что впереди ждёт условный ад. Только мнительные ипохондрики при первом недомогании бегут в больницу, остальные ждут, «когда само пройдёт». А если не прошло, то дрожат от страха – и упускают время. Оно всегда играет против пациента: чем быстрее обнаружен грозный диагноз, тем выше шансы на успех лечения. Да, будет страшно и одиноко, и вообще неизвестно, чем всё закончится – но если не решиться, то финал будет однозначно плохой. Поэтому вдохнули глубже – и вперёд. Записаться на приём, прийти – и будь что будет.
«Скажите, как есть»
Другая барышня избегала конфликтов всеми способами – и это один из пунктов, за который её ценили на работе. А ещё за профессионализм, безотказность, выносливость, короче, удобный сотрудник. И, как говорится в пословице, «кто везёт – на том и ехали». Потихоньку ушлые коллеги скидывали на неё свои обязанности – это те, кто понаглее. А те, что похитрее, использовали её под видом помощи: «Ты профи, у тебя опыт огромный, ты сделаешь это быстрее, чем я! А я пока нам чай приготовлю!» Исполнительная барышня вздыхала – и делала. Всё, что угодно, лишь бы не обострять – для неё это смерти подобно.
Вскоре она была в ответе буквально за всё: вовремя открыть офис, инструктировать новичков, контролировать запас воды и коммунальные платежи, помогать службе персонала – и всё это не считая её основных обязанностей, коих у менеджера по закупкам всегда в избытке. Девушке стало очень-очень жаль себя: она уже давно работала по выходным, полтора года не была в отпуске. Да что там отпуск! Она даже больничный не могла себе позволить… Приступ жалости к себе сменился яростным осознанием: никто её не пожалеет, социальный каннибализм – штука доказанная, каждый за себя. Коллеги продолжат нагружать, а когда она однажды упадёт замертво, скажут: «Упс. Сломалась. Кто бы мог подумать?»
И хотя было мучительно устраивать скандал пристроившимся на её шее коллегам, другого выхода не было. Да, её ждал личный ад, но… Барышня постучала в дверь шефа и вошла. С намерением сказать: «Или все занимаются своими прямыми функциями, или я ухожу».
А вышла с мыслью «почему я раньше это не сделала?» Потому что шеф выслушал, согласился с доводами, «вызвал на ковёр» причастных и сделал внушение. Т.е. никакого конфликта и не было. Коллеги, конечно, дулись: самые дерзкие отчётливо намекали, что она ябеда, более адекватные вели себя сдержаннее. А ей были до лампочки и те, и другие: шеф пообещал дать долгожданный отпуск – жизнь в одночасье стала раем.
Зажмурься и сделай шаг! Работа частенько подкидывает жаркие ситуации: то коллеги выкидывают фортели, то клиенты, то начальство. Если вы из числа робких и молчаливых, приготовьтесь всегда быть виноватым и платить штрафы. Если же знаете свою правоту, но не умеете настаивать на своём – учитесь. Сначала это действительно будет невыносимым: вам будет стыдно – перед собой, коллегами и всеми остальными. Но важно понимать разницу между скандалом и отстаиванием своих границ. Без умения поставить на место зарвавшихся товарищей жизнь превратится в постоянный ад: почему бы не пересилить себя и не пережить временный – ради большего комфорта в будущем. Поверьте, тревог и впрямь станет меньше: в обществе чётко действует иерархия, деление на «сильных» и «слабых». И чего с вас спрашивать, если можете так ответить, что чертям тошно станет. И пусть никто не знает, через какую преисподнюю вы прошли – внутри себя.
«Я буду жить!»
История третьей барышни, естественно, о любви, потому что обратная сторона «парения в небесах» - это разочарование, от которого грохнешься оземь, а может, и провалишься сквозь…
Сюжет, в общем-то, обыденный: были вместе, любила-доверяла, жизни без него не мыслила, а потом грянуло. Неважно что, главное, барышне было очень больно. Может, он разлюбил. А может, любил – но изменил. А может, оказался токсичным нарциссом-абьюзером-газлайтером (это мы собрали все смертные мужские грехи в Интернете). Короче, учинил какое-то душегубство. Вероятно, даже не однократно – и не раскаялся. То есть надежды, что «такое не повторится впредь», не было. Отчего девушка очень страдала. Ведь она всё ещё любила и не знала, способна ли принять жизнь, где его уже не будет.
Она перестала спать. Целых четыре месяца просто ложилась в постель и закрывала глаза. А когда начинало светать или пора было на работу, вставала. Она мало ела – не могла. И разучилась улыбаться. Наделала ошибок на работе, схлопотала взбучку и лишение премии. Забыла про день рождения мамы и двух подруг. В довершение всего грохнулась в обморок. Оказалось, упадок сил, низкий гемоглобин и всё прочее, что обычно находят у людей, которые словно нарочно летят к самому краю… А тот, из-за которого дошла до точки, даже не обеспокоился всерьёз, всего лишь изобразил озабоченность – уж она-то его хорошо изучила.
Так дальше продолжаться не могло, несмотря на то, что любовь всё ещё никуда не делась. Жить рядом с тем, кому не доверяешь, кто не ценит и в любую минуту может снова подвести – считай, и не жить вовсе, а мучиться. А другим он не станет. Они вместе только из-за её упрямой надежды на чудо. Но ей очень кстати попалась на глаза фраза: «Надежда – худшее из зол, потому что она продлевает мучения». С «самым худшим из зол» автор, конечно, загнул, но в целом мыслил верно.
Барышня знала, что если уйдёт, то сто раз пожалеет: «спасибо» воспоминаниям о хорошем (ведь было же, было!), одиноким тёмным вечерам, выходным и праздникам, которые тоже придётся провести в одиночестве. Знала, что не скоро сможет расправиться с чувствами к мучителю: некоторые девчонки удивительно стабильны в болезненных привязанностях. Всё это она знала…
Но собрала вещи и ушла. Зачем ждать боль, если она неизбежна? Пусть накроет по полной, чтобы весну она встретила в более-менее человеческом состоянии… Сменила телефон и место работы, запретила себе вспоминать – чтобы не превратиться в соляной столб, как в одной древней истории.
Было и впрямь очень тяжко. И не раз хотелось не то что просто оглянуться, а сломя голову бежать обратно к мучителю. Вместо этого она просто бежала – по аллейкам парка, трусцой и в полную мощь. В самый раз, когда идёшь по аду…
И всё получилось. Поняла, что выздоровела, когда услышала капель и почувствовала аромат мимозы. А до этого не слышала ни звуков, ни запахов. И вдруг захотелось купить новую куртку к весне. А может, даже пальто и сапожки на каблуке – не очень удобно, совсем не практично, зато красиво и женственно. Короче, спаслась.
Зажмурься и сделай шаг! Страх потерять близкие отношения – один из самых мощных. И не сосчитать, сколько союзов продолжают имитировать жизнь лишь благодаря терпению одного из партнёров. Он закрывает глаза на свинское поведение другого, потому что боится – досужей молвы, одиночества, самого факта, что его бросили. Но однажды открывается другая истина: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. И вдогонку ей народная мудрость – не надо по частям рубить хвост собаке. Лучше один раз пережить боль, зато вернуть себе самоуважение, покой и надежду на новую историю. Где всё будет чище, ярче и долговечнее.
… Если предстоят проблемы, и впрямь лучше быстрее пройти чёрную полосу – не тратя время и нервы на сожаление и сопротивление неизбежному. Но на этом пути важно не стать героем пословицы «из огня да в пекло»: помните, что вы бежите не от кого-то, лишь бы подальше и куда глаза глядят. Вы идёте к себе – здоровой, спокойной и благополучной.