Томский политехнический университет усовершенствовал учебную лабораторию в Инженерной школе энергетики. Теперь научно-исследовательское учреждение обладает полноценной технологией дополненной реальности, предназначенной для тренировки и обучения энергетиков.
Модернизация лаборатории проводилась в рамках федеральной программы поддержки «Приоритет-2030». Комплекс мероприятий по расширению функционала и увеличению возможностей учреждения включил в себя не только модернизацию существующих технологий в лаборатории, но и создание мультизадачных комплексов. Стоимость проекта составила около трёх миллионов рублей.
Для разноформатного моделирования возможных производственных процессов тепловых и энергетических установок в аудитории лаборатории установлены персональные компьютеры высокой производительности и тренажёры дополненной реальности с VR-шлемами, камерами и виртуальными учебными комплексами.
По словам старшего преподавателя отделения электроэнергетики и электротехники томского политеха и технического руководителя программы модернизации Михаила Попова, наличие виртуальных технологий обучения и практики серьёзно повысит образовательный потенциал для будущих энергетиков, подготовив студентов в условиях, приближённых к реальным, к большинству рабочих вопросов в теплоэнергетической сфере.
Стоит отметить, что программное обеспечение для тренажёров разработано в вузе самостоятельно, а занятия предназначены для слушателей третьих и четвёртых курсов, а также для магистрантов-первокурсников. При этом существует возможность предоставлять вычислительные мощности лаборатории для практических занятий уже состоявшихся специалистов-энергетиков — например, для повышения квалификации или отработки сложных технологических процессов.
Единовременная «пропускная способность» лаборатории — 9 человек. В планах Томского политехнического университета есть и внедрение режима мультиплеера для организации совместной работы над одним проектом, что ещё больше приблизит VR-обучение к реальным условиям работы.
Заместитель директора по развитию Инженерной школы энергетики томского вуза Александр Ивашутенко добавил, что к концу текущего года на VR-тренажёрах будет доступно четыре сценария подготовки специалистов для теплоэнергетической отрасли, а для электроэнергетики – 11. Важно, что все обучающие программы ориентированы на текущую ситуацию в энергетической отрасли РФ, а значит, смогут качественно поднять уровень знаний и практических навыков студентов вуза, повышая тем самым и ценность выпускника в глазах компании-соискателя, и престиж профессии.