Здравствуйте, дорогие читатели!
Всем вам наверняка известны такие имена, как Золушка, Белоснежка, Белль, Эсмеральда, Русалочка и т.д. Во многом это заслуга студии Уолта Диснея и ее бессмертных мультипликационных творений. Однако мало кто задумывался о том, насколько диснеевские образы отразили эволюцию сознания людей того времени, в котором их создали. С момента выхода первого мультфильма (1937 год, на минутку) прошло уже 85 лет, с тех пор общественное сознание кардинально изменилось.
Предлагаю вам совершить вместе со мной увлекательное путешествие в мир Диснея и посмотреть на него под непривычным углом.
Поехали!
1. Белоснежка, 1937 год
По мотивам сказок братьев Гримм. Белоснежка – этакая воздушная, юная девушка, которая, по сути, зависит целиком и полностью от окружения – принца, гномов и мачехи. На момент мультфильма ей всего 14 лет. Образы в истории красивые, но... каноничные: девушка в простом платье натирает полы, общается со всяким зверьем и поет о том, как ждет любимого, мечтает только о любви. Больше всего меня в этой истории смущает принц. Он появился два раза – в начале и в конце, спел две песни, поцеловал девушку, финал.
Кстати, видите эти башмаки? Запомните их.
2. Золушка, 1950 год
Нет такого народа, в фольклоре которого не встретился бы подобный сюжет. По содержанию и образности почти полностью повторяет предыдущий мультфильм, хотя между ними аж 13 лет. Молодая трудящаяся девушка (уже 19 лет) с тряпкой на полу поет о любви, это главная тема ее мыслей, главное ее желание. Ей вторит всякое мелкое зверье – правда, здесь оно еще и разговаривает. Злая мачеха строит козни, прекрасный принц опять в двух моментах: первом – влюбился, втором – женился. Финал.
Да, кстати, помните башмаки Белоснежки? У Золушки такие же)
3. Спящая красавица, 1959 г.
А вот тут же интереснее. Впервые герой (по сказке Шарля Перро) выказывает характер. Аврора (16 лет) снова поет в лесу со зверями, тоже мечтает и любит. А вот принц уже не безликий штамп: проявил недюжинную волю, чтобы спасти ее, боролся со злом, воспротивился воле отца. Наконец-то мы видим не просто нарисованного красавчика, а личность, храброго мужчину.
4. Ариэль, 1989 год
Первая 16-летняя бунтарка в семье Диснея - творение пера Андерсена. О чем поет она? О мечте выйти в другой мир к людям, неизвестный и таинственный (и пара слов о любви тоже). Героиня проявляет какие-то духовные потребности, помимо интереса к противоположному полу. Мало того, что обманула свою семью и вышла к людям, так еще и вышла замуж за ЧЕЛОВЕКА! Здесь уже не получится просто полюбить, как в предыдущих историях: нужно от чего-то отказаться – либо от дома и семьи, либо от любимого мужчины. И выбор этот очень непрост – в любом случае он дастся героине дорогой ценой. Да и ее отцу тоже: впервые линия любви девушки и парня – не единственная, появляется тема родительских отношений, сепарации и сохранения при этом любви друг другу, трудный путь нахождения взаимопонимания. Неудивительно, ведь после предыдущей истории прошло 30 лет!
5. Белль, 1991 год ("Красавица и чудовище")
Дальше – больше. Спустя два года появляется Белль. Впервые герои настолько приблизились к реальности. Белль - яркая, умная, девушка с крепким характером, четко устоявшейся системой ценностей и широтой взглядов. Будем честны: до нее героини умом не блистали. Принц совсем не прекрасный, он чудовище, страшное и дикое, невоспитанное и волосатое. Наконец появляется соперник главного героя, который борется за ее сердце. Безусловно, любовная линия – яркая и интересная, но главная не она: главное – что принц сумел стать нормальным человеком, настоящим мужчиной, его личность претерпела трансформацию системы ценностей (психологи называют это кризисом).
6. Жасмин, 1992 год ("Аладдин")
Изнеженная 16-летняя принцесса, влюбившаяся в босяка - мезальянс. Тоже довольно яркий характер: пошла против воли отца, ничего не побоялась, проявила хитрость и смелость в борьбе с Джафаром. Однако и Аладдин здесь – впервые не каноничный однозначно положительный герой: бедный воришка, но воришка, накормивший голодных детей. Он отчасти не был повинен в своем бедственном положении, именно оно заставило его красть. В условиях, когда пришлось защищать себя и любимую, он проявил себя с наилучшей стороны.
Продолжение следует...