Смотрите, как история получается. Камеры Сони выпускаются уже очень давно. Информации о том, как они снимают и что могут тоже полно. Но есть один вопрос, который до сих пор обсуждается и нет единого мнения, как он должен быть решен. Да, есть очень грамотные и узкоспециализированные паблики и каналы, где обсуждают этот вопрос, но споры идут до сих пор.
Вообщем, вопрос о применении профилей #SLog и HLG при съемке. Очень странно, что Sony, так выражено агитирует снимать в этих профилях, так и не разразилась рекомендательными статьями. Всю информацию свели к двум-трем строчкам на своем сайте.
Я решил собрать информацию со многих источников и попробовать ее структурировать. Надеюсь, вам поможет эта информация и поможет научиться снимать в обсуждаемых профилях.
HLG
Hybrid Log Gamma (HLG) имеет несколько разновидностей (#HLG1, #HLG2 и #HLG3). Sony позиционирует этот профиль как HDR.
HLG1 имеет минимальный уровень шума за счёт уменьшения максимально записываемого динамического диапазона (ограничение выходного уровня яркости 87%). Подходит для съёмки ночных сцен или в условиях недостаточного освещения.
HLG2 это хороший баланс между уровнем шумов и динамическим диапазоном. Выходной уровень яркости 95%. Подходит для съёмки в помещении с хорошим освещением и на улице.
HLG3 это максимальный динамический диапазон, но и уровень шумов выше, чем у HLG2. Выходной уровень 100%. Подходит для съёмки на солнце и ярко освещённых сцен.
Не смотря на то, что #HLG имеет цветовое пространство #REC.2100 и является стандартом индустрии видео и телевидения, специальных LUT для преобразования HLG в #REC.709 от Sony не существует. Для меня это очень странно. Сама Sony предлагает использовать для преобразования стандартные плагины видеоредакторов.
Как снимать HLG? Достоверной информации я не смог найти. Нужно ли кадр переэкспонировать? Большинство источников указывают, что нужно. А вот значение переэкспонирования у многих расходится. Одни говорят, что нужно также при съемке SLog (+17 - +2,0), другие говорят о значении +1,5. Но есть другой метод. Зарубежный блоггер и оператор Джеральд Андан провел эксперимент. Если вы не знали, то зебра в камерах #Sony может показывать не только пересветы. Она может показать уровень освещенности объекта. Если установить зебру в этот режим и установить значение 47%, то она начнет совпадать с "зеленым" диапазоном False Color на профессиональных мониторах и ассистах.
В ходе эксперимента удалось выяснить, что при правильном экспонировании объекта съемки, экспонометр (с мультизамером) показывает пересвет от +1,5 до +1,7. Если суммировать данные, логично принять этот диапазон переэкспонирования предпочтительным для съемки. Зебру на пересвет желательно установить на значение 95+. Именно при этих значениях зебра на пересвет совпадает с красной зоной False Color. Все эти утверждения верны для точечного замера экспонометра.
Картинка выше дана для удобства работы с различными тонами кожи. Правильная экспозиция при съемке в HLG будет при установленных значениях зебры на освещенность. Вам нужно только контролировать зебру на пересвет, чтобы значения не улетали за установленный диапазон 95+.
Slog.
Теперь о съемке в SLog. Тут все вроде проще, но вместе с этим сложно. Включаем точечный замер экспонометра и даем +1,7 переэкспонирования. На первый взгляд, проще пареной репы. Но не все так просто. Многие, наверное, слышали выражение «SLog шумит». По большей части, это так. Но если правильно экспонироваться, то SLog станет для вас любимым профилем.
Этот профиль любит пересвет. У него даже верхний предел по экспозиции не 100, а 106. Так что, зебру можно ставить не в 95+ как в HLG, а например, 103, чтобы иметь маленький запас. Так в чем сложности? Сложности в тенях. Если снимаемая сцена не сбалансирована по свету и есть большие провалы в тенях, то они будут "шуметь". Что делать?
Если брать академическую сторону вопроса, ответ прост. Нужно переэкспонировать кадр на 1,5-2 стопа. Но точка отсчета будет не такая как в HLG. Мы будем отсчитывать не от 47% освещенности, а от 34%. Помните зебру, которая может работать на замер освещенности объекта? Вот выставляете ее на 34% и экспонируете объект съемки. И теперь смело вверх на 1,5-2 стопа. Это и будет близкой к идеальной экспозиции. После применения проявочного или покрасочного лутов, картинка станет, если не совсем без шумов, то как минимум малошумной.
Опять же, выше для вас значение для различных цветов кожи для правильной экспозиции.
Ниже для вас есть отличное видео от блоггера Олега Никитина, который на практике показал, что при правильной экспозиции можно снимать даже ISO 204800 (с поправкой на деградацию цвета, конечно).
В видео значения, конечно, экстремальные. Но оно постановочное. Я лишь хочу донести информацию, что не стоит боятся логарифмических кривых и высоких значений ISO. Достаточно правильно экспонировать свои футажи. Я лучше всего, занимайтесь проверкой всех теорий и тестируйте свои сетапы перед ответственными съемками, чтобы потом не было мучительно больно.
Надеюсь, что я правильно изложил свои мысли и информацию. Напомню, что у меня есть телеграмм-канал. Переходите по ссылке и присоединяйтесь.